Найти в Дзене
Евгений Савинов

Афанасьевская арх. культура.

фанасьевская к-- ра.
Епифанцева Анна.
Афанасьевская археологическая культура принадлежала раннебронзовому веку – вторая половина III–первая половина II тысячелетия до нашей эры. Выделил ее С. А. Теплоухов в 1927 году, а назвал по горе в Хакасии, где был обнаружен первый ее могильник.
О местоположении

Афанасьевская к-- ра. Епифанцева Анна.

Афанасьевская археологическая культура принадлежала раннебронзовому веку – вторая половина III–первая половина II тысячелетия до нашей эры. Выделил ее С. А. Теплоухов в 1927 году, а назвал по горе в Хакасии, где был обнаружен первый ее могильник.

О местоположении

Нужно отметить, что в ходе анализа Афанасьевской культуры в Южной Сибири было получено множество дат, которые доходили до 32-35 веков до нашей эры, но имеются и отдельные даты 39 века, а также 5000 лет до нашей эры.

Культура была распространена в верховьях Енисея, на Алтае. Она восходит в Хакасско-Минусинской котловине, Восточном Казахстане, Западной Монголии. Это была одна из первых культур европеоидов на юге Сибири. Она сменила монголоидное население.

О могилах

Главные памятники Афанасьевской культуры представлены могильниками. Следов поселений было исследовано не так много. Могильники не были большого размера, они представляли собой ямы, которые сверху покрывали каменные вымостки, насыпи.

Могилы окружали кольца из камня либо ограды из каменных плит, а в центре их помещались земляные и каменные сооружения. У ограды находились маленькие детские оградки. Усопшие Афанасьевской культуры укладывались с согнутыми ногами либо на правом боку. Их сверху посыпали охрой. Все лежали в одинаковых позициях, имеются парные захоронения – мужчины и женщины, женщины с ребенком, мужчина и несколько женщин.

Афанасьевская культура

Период существования:

конец 4 тысячелетия – середина 3 тысячелетия до нашей эры

Современное государство:

Казахстан, Синьдзянь, Монголия, Российская Федерация

Афана́сьевская культу́ра, археологическая культура раннего бронзового века (конец 4-го – середина 3-го тыс. до н. э.) в предгорьях, горных долинах и степях Саяно-Алтая, Монголии, Синьцзяна и Восточного Казахстана. Отдельные материалы афанасьевского и ямно-афанасьевского облика выявлены в Центральном Казахстане и Узбекистане. Выделена С. А. Теплоуховым в начале 1920-х гг. по материалам раскопок могильника под Афанасьевой горой на Среднем Енисее.

Поначалу возникли теории о общей прародине афанасьевцев и ямников где-то в Передней или Средней Азии, откуда одна группа двинулась на запад в Европу, а другая на восток в Сибирь.

Теории возникли, но не подтвердились. Ямная культура, в отличие от афанасьевской, демонстрирует явную преемственность по отношению к местному неолиту. Всё указывает на то, что она сложилась на основе хвалынской и среднестоговской энеолитических культур. Уже тогда проявляются черты погребального обряда, который прослеживается и у афанасьевцев: появление первых курганных насыпей, скорченное положение погребённого, засыпание его охрой. Ещё одна характерная черта — остродонные яйцевидные керамические сосуды

Следовательно, ямники эволюционировали на месте в причерноморских и прикаспийских степях. А во второй половине IV тысячелетия часть из них мигрировала на восток и стали предками афанасьевцев, тогда как другая часть осталась на месте и дала начало катакомбной археологической культуре. На востоке ямники способствовали распространению скотоводства и энеолитизации региона, которая здесь запаздывала по сравнению с южно-русскими степями, не смотря на богатейшую рудную базу Алтая.

Происхождение афанасьевцев из восточной части Ямной культуры (или предшествовавшей ей в этой области Позднехвалынской культуры), о котором уже давно говорили археологи, теперь подтверждено палеогенетиками. В нашем распоряжении на настоящий момент имеется три исследования генетики Афанасьевской культуры. Первое из них, опубликованное в 2015 г., на основании изучения останков четырёх женщин этой культуры установило, что по аутосомным генам афанасьевцы ничем не отличались от ямников: «Афанасьевская культура раннего Бронзового века в Алтайско-Саянском регионе генетически неотличима от Ямной, что подтверждает степную экспансию в восточном направлении наряду с западной экспансией в Европу. Таким образом, ямные миграции привели к передвижению генов на огромные расстояния, которое по сути связало в раннем Бронзовом веке весь Алтай».Оно также обнаружило генетическое родство между носителями Окуневской культуры, сменившей Афанасьевскую после 2500 г. до н.э.,

Вместе с индоевропейской генетикой афанасьевцы принесли в Сибирь европеоидный расовый тип, который они сохраняли в течение всего тысячелетия существования Афанасьевской культуры: «Каких-либо следов взаимодействия афанасьевцев с местным населением на основании антропологических данных по-прежнему не прослеживается. Это тем более показательно, если учитывать, что в постафанасьевское время пришлые европеоидные группы активно вступали с ним в контакты, преимущественно путем брачных связей с местными женщинами, что прослеживается по антропологическим материалам каракольской, елунинской и окуневской культур. Причиной этого является то, что протоафанасьевцы переселялись на восток большими массами населения без значительной деформации демографической структуры своих коллективов, а в более позднее время миграции осуществлялись преимущественно небольшими отрядами мужчин-воинов. Кроме того, огромные различия афанасьевцев с автохтонным населением в расовом, культурном и, вероятно, языковом отношении могли встать непреодолимой преградой для палеоантропологически уловимых контактов между ними. Если ситуацию проецировать на европейскую мифологию, то высокорослыми афанасьевскими скотоводами-протоевропейцами местное сравнительно низкорослое население с монголоидными особенностями, жившее на дометаллической стадии за счет присваивающих форм хозяйства. могли стать причиной отсутствия контактов афанасьевцев с местным населением. В этом могут скрываться и причины в области социальных представлений».

После распространения скотоводства в среде ранних индоевропейцев Самарской и Хвалынской археологических культур в 1-й пол. V тыс. до н.э. границей между ними и более восточными охотниками был Урал. Эта граница, сохранявшаяся в течение примерно тысячелетия, была впервые нарушена миграцией из восточных областей Ямной культуры индоевропейцев, создавших на западе Горного Алтая и в Минусинской котловине Афанасьевскую культуру 3500-2500 гг. до н.э. Успешно преодолеть расстояние примерно в 2000 км от волжско-уральского региона до Алтая через степи Северного Казахстана афанасьевским индоевропейцам должны были позволить одомашненные кони и незадолго до начала их миграции изобретённые колёсные повозки.

Происхождение афанасьевцев из восточной части Ямной культуры (или предшествовавших ей в этой области Позднехвалынской и Репинской культур), о котором уже давно говорили археологи, теперь подтверждено палеогенетиками. В нашем распоряжении на настоящий момент имеется три исследования генетики Афанасьевской культуры. Первое из них, опубликованное в 2015 г., на основании изучения останков четырёх женщин этой культуры установило, что по аутосомным генам афанасьевцы ничем не отличались от ямников: «Афанасьевская культура раннего Бронзового века в Алтайско-Саянском регионе генетически неотличима от Ямной ,,

Однако большинство афанасьевцев, по всей видимости, ушли на юг, где спустя примерно три тысячи лет мы находим их наиболее вероятных потомков в лице тохар.

Алтай, откуда в середине III тыс. до н.э. уходят афанасьевцы, и Таримский бассейн (современный китайский Синьцзян), где в середине I тыс. н.э. обнаруживается присутствие тохар, разделяет расстояние примерно в тысячу километров, но мы можем предположительно проследить их путь на юг. По всей видимости, этот путь лежал вдоль западных отрогов Алтая на юг, там через Джунгарские ворота между Алтаем и Тяньшанем на Джунгарскую равнину (либо же афанасьевцы могли попасть туда, двигаясь вдоль русла Иртыша к его истоку), из неё на юго-восток в Турфанскую впадину и затем на юго-запад в Тарим. На рубеже III и II тыс. до н.э. на севере Джунгарской равнины появляется и распространяется на юг пока ещё слабо изученная Чемурчекская культура, имеющая черты сходства с Афанасьевской (остроконечные сосуды и курильницы, каменные ограды вокруг могил, погребения на спине с подогнутыми ногами).