Беседа с настоятелем Скорбященского храма г. Клина священником Иоанном Ивановым о значении Рождества Христова в человеческой истории
– Отец Иоанн, Рождество Христово – главное событие в истории человечества. Мы знаем из Евангелия, что Спаситель родился в скромных условиях, в пещере для скота. Колыбелью для Него стала кормушка. Получается, что при всём ожидании Мессии иудейский мир Его не узнал. Так что это был за мир, в котором родился Христос? И какие предпосылки к Его рождению тогда существовали?
– Мир, наверное, был таким же сложным, как и сейчас. И кажется удивительным, что этот маленький беззащитный Ребенок, несмотря на рождение в яслях в провинциальном городе где-то на окраине Римской империи, не в самой популярной области этого могущественного государства, окажется Тем, Кто изменит весь мир. Очень важно почувствовать это ожидание.
За 500 лет до Рождества Христова наконец-то сформирован закон, который мы называем Ветхим Законом. Бог выбирает Свой собственный народ. Именно в этот рубежный период появляются величайшие мыслители эллинистического периода Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель. Они как основатели классической философии ставят вопросы конечности жизни. И даже для Сократа становится очевидным наличие не только материального, но и духовного мира. В то же время индоевропейскую культуру мира старается спасти Будда, пытаясь найти выход из бесконечного круга перерождений, потому что ответ на преодоление конечности жизни так и не найден. И Будда предлагает единственный вариант – отказаться от желаний человека и раствориться в безличностном состоянии.
За несколько веков до рождения Христа и в среде избранного израильского народа возникают противоречия и столкновения, образуются элиты, пытающиеся управлять обществом. Но появляется и кружок умников, которые самостоятельно начинают изучать священные тексты. Так возникает секта фарисеев, а в противовес им – секта саддукеев, которые вообще отрицают воскресение мертвых. То есть у человечества уже есть запрос на проклятые вопросы преодоления смерти и греха, а значит, мир готовится к принятию Христа.
– Бог родился, Он жил среди людей, проповедовал, исцелял, творил чудеса, был предан, распят на Кресте, умер и Воскрес. Факт воскресения Христова для христиан – это апогей понимания всего. Пасха – главный праздник, который праздновался еще апостолами. А Рождество Христово стали праздновать только с IV века. Почему?
– Всё очень закономерно, если мы ждем ответа на вопрос: а что же после смерти, как победить эту «старуху с косой»? Первые христианские поколения живут этой чудесной новостью о Воскресении Спасителя. Их увлекает пасхальная весть. И Христос после Своего чудесного явления ученикам, отправляя их на проповедь, демонстрирует Себя Победителем смерти.
Апостол Павел вторит: «Если Христос не воскрес, то вера наша напрасна» (см. 1 Кор. 15:14). Вот с какой новости нужно начинать нести в мир благовестие! Смерть побеждена! Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15:55).
Почему мы празднуем не дни рождения святых, а дни их кончины? Потому что нам важен плод их деятельности, когда их разум, их чувства, всё их существо пошло за Христом. Христос приходит не для того, чтобы дать нам дату рождения.
Он показывает, что в этом теле, которое пьет материнское молоко, развивается по всем законам физиологии: ест, устает, плачет и так далее – можно не совершить ни одной ошибки и прожить жизнь так, чтобы не было стыдно ни перед Богом, ни перед другими людьми.
– В Священном Писании вообще мало упоминаний о днях рождений. Мы читаем о том, что праздновали день рождения египетский фараон, Антиох – сирийский правитель, гонитель христиан, и Ирод.
– Отмечать дни рождения – это языческая традиция. Я не имею в виду, что мы не должны праздновать дни рождения, мы благодарны папе и маме, что они решились на этот шаг и мы появились на этом свете. Просто в языческом сознании связь с божеством – это всегда договор. В восточном языческом календаре за рождение и обновление отвечал бог Митра. После зимнего солнцестояния, 22 декабря, увеличивается день, то есть человечество двигается к этому новому рождению как к победе над ушедшим годом. Иудеи, особенно сановники и вельможи, не могли не взаимодействовать с римской культурой, они хотели подражать тому, что принесла иная культура, как бы сейчас сказали, западная. Восток принимает эти дни рождения, а также празднование Нового года по римскому календарю.
– Мы плавно подошли к теме датировки. Мы отмечаем Рождество Христово 7 января (25 декабря по старому стилю). Западная церковь отмечает 25 декабря. Климент Александрийский в своем сочинении «Строматы» пишет: «Некоторые из историков указывают не только год, но и день рождения Спасителя, утверждая, что Он родился в 28-м году царствования Августа в 25 день месяца пахона». Откуда берется эта дата? Каким образом ее вычислили, если в Священном Писании никаких дат мы не видим?
– Мы не слышим вообще ни о каких датах примерно до IV века, но Церковь всегда допускала частное богословское мнение. Наверное, нам полезнее вдуматься в логику Церкви, которая приурочивает те или иные празднества к дате – к месяцу, богослужебному кругу, череде событий. Например, если бы мы выстраивали церковный год от Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы, то последовательность событий не очень увязывалась бы в понимании людей: Рождество, дальше Крещение, потом Сретение, а потом Благовещение. Мы должны вдуматься: почему Церковь так ставит даты и с чем это связано.
Да, конечно, можно условно «натянуть» середину декабря на время переписи согласно указу Октавиана Августа, связать с тем, что Захария служил в своей череде, и посчитать. Но насколько это нам будет полезно в деле осмысления церковной логики? Посмотрите, когда Христос посылает Свою Церковь на проповедь, она не использует административно-командный ресурс. Она, скорее, решает нежно обнять то, что еще не просвещено Евангелием, чтобы Свет Христова Благовестия коснулся языческих душ. Церковь понимает: если есть день рождения Митры и празднование нового года, то эти праздники тоже имеют свою смысловую нагрузку, только языческую. И если Митра в эллинизме отвечает за умирание и новое рождение, то становится понятна главная задача Церкви – донести до этой еще не просвещенной публики, что Христос-то и есть лекарство от смерти! Не будем также забывать, что во II–IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства.
– Мы говорим о Рождестве Христовом в преломлении времени. Для чего же нужно было Боговоплощение? Почему именно так, родившись на Земле, Бог подарил человечеству ответы на вечные вопросы?
– Есть такие тексты для осмысления праздника – стихиры. Их специально создают для того, чтобы большое сложное событие «вместить» в небольшой текст, читая который, ты пытаешься с новой глубиной и силой его осмыслять, поэтому особенно полезно это делать на праздники. «Приидите, возрадуемся о Господе, изъясняя нынешнее таинство (то есть тайну): разделявшая нас с Богом стена разрушена, пламенный меч обращается вспять и Херувимы отступают от дерева жизни, и я приобщаюсь к блаженствам рая, из которого был изгнан за ослушание. Ибо неизменный образ Отца и начертание вечности Его облик раба принимает, от не испытавшей брака Матери произойдя, не претерпев при этом изменения. Ибо Он остался, чем был, Богом истинным, и принял на Себя то, чем не был, человеком сделавшись по человеколюбию. Воскликнем Ему: Боже, рожденный от Девы, помилуй нас» (стихира Великой Вечерни Рождества Христова в русском переводе).
Получается, чтобы вникнуть в суть этого замечательного и радостного торжества, мы должны согласиться с тем, что мы больны. Если Будда и все философы ищут спасения от конечности, от смерти, если всё человечество плачет от нерешенной проблемы, то значит, человек чувствует в себе эту болячку, как несчастный, попавший в радиационную зону. Вы слышали когда-нибудь, как щелкает счетчик Гейгера? Очень неприятно, когда он начинает зашкаливать – ты понимаешь, что для тебя это смертельная опасность. И вот представьте, что в мире, где грех прогрессирует, где умножается зло как творческий продукт человека, есть эта радиационная зона, в которой даже наши невинные рождающиеся детишки тоже подвержены этой опасности. Человек мечется в этой проблеме, значит, он чем-то заболел. И церковный текст на праздничном богослужении описывает диагноз. Когда-то всё было иначе. Человек как венец творения, как образ Божий, должен был не разрывать свои доверительные отношения с Богом. И в этом доверии ему не грозила смерть, потому что весь мыслительный поток, все чувственные проявления были пронизаны Богом. Но Человек добровольно отказывается от этой связи, уходит вглубь, в бездну своих ошибок. И кажется, возврата нет. Да и не хочется возвращаться, потому что в состоянии гордыни мы всё больше стремимся жить в одиночестве. И любящий Бог понимает, что человек окончательно погубит себя, этот мир и свою бессмертную душу. Процесс тления и деградация личности неизбежны. Что делать? Бог идет Сам, как Спасатель, как МЧС-ник, чтобы вытащить нас из этого болота! Древо жизни рождается в человеческом теле для того, чтобы предоставить всему человечеству ту вакцину, которая поможет восстановить отношения, испорченные волеизъявлением человека.
Рождество Христово и земной подвиг Спасителя возвращают человека к Богу, открывают путь преодоления греха и смерти, даруют духовное воскресение в земной жизни и воскресение телесное в Новом Царстве Отца, Сына и Святого Духа.
Беседовала Инга Филиппова