В 1990 году в журнале "Уральский следопыт" вышел сценарий, вернее наброски оного, братьев Стругацких под названием "Понедельник начинается в субботу". В то время периодические издания были готовы публиковать любой текст, лишь бы под ним стояла подпись АБС. Пряников, то бишь романов в "синей папке" на всех не хватало и братья отдавали в печать страждущим редакциям сохранившиеся в закромах черновики сценариев. Так журнале "Изобретатель и рационализатор" (1985) появляется "Пять ложек эликсира", "в "Химии и жизни" (1987) "Туча" по мотивам "Гадких лебедей", в "Знание - сила" (1987) подписанные совместно с Кадочниковым "Дни затмения", а "Уральскому следопыту" достались синопсисы "Жук в муравейнике" (1989) и "Понедельник начинается в субботу" (1990).
Сценарные эти наброски большой самостоятельной ценности не имеют, интересны скорее для историков жанра и более уместны в академическом собрании, что и случилось четверть века спустя. Журналы с данными публикациями я в те времена выписывал и, конечно, любая публикация АБС на том фантастическом безрыбье была ко двору.
Всё же тексты, до предела упрощённые для понимания режиссёром замысла автора, читателем знакомым с оригиналом воспринимались довольно странно, а некоторые фрагменты выглядели как адаптация для пионерского журнала. Впрочем даже десять лет спустя режиссёр не смог воспринять и такого изложения и снял собственное видение, за что удостоился чести быть выведенным под собственным именем в одной из глав второй части "трилогии о Максиме".
К тому же текст, предназначенный для телеадаптации 1972 года, спустя два десятка лет значительно устарел. В интервью 1990 года Борис Стругацкий выразился однозначно:
"Пока нет ни одного фильма СТРУГАЦКИХ. "Чародеи" - это безбожно испохабленный "Понедельник начинается в субботу".
Перечитывая сию публикацию сегодня неожиданно обнаружил большое сходство с фанфиками, собранными в проект "Время учеников". Ну тут обсуждать особо нечего, какое было время, таковы были и ученики.
Оформила следопытовскую публикацию художница Елена Стерлингова. К тому времени она имела непререкаемый авторитет как иллюстратор Крапивина, но, по моему личному мнению, работа с АБС вышла не слишком удачной.
Интересно, что практически все иллюстраторы Стругацких тех лет подавали их произведения как нечто мрачное и безысходное, а герои изображались весьма неприятными типами. Достаточно посмотреть на Шурика Привалова в заглавной иллюстрации.
Возможно, что на экранный образ гайдаевского Шурика повлияла первая часть повести, опубликованная практически одновременно с началом работы над фильмом. Если бы АБС в реальности имели пересечения с Гайдаем могла бы выйти вполне достойная экранизация.
P S. Цитата из главы "Битва железных старцев" повести "Жук в муравейнике":
...что касается ядовитого старикана Бромберга, то он был, по-видимому, начисто лишен самого элементарного чувства справедливости и всю нашу работу отметал с порога, считал безусловно вредной и пламенно, искренне ненавидел.
Ничего решительно невозможно было с ним сделать. Он не признавал компромиссов, поэтому договориться с ним было невозможно, он не признавал поражений, поэтому его невозможно было победить. Он был неуправляем, как космический катаклизм.