Летом 1871 года улицы Лондона пестрели необычными афишами с умилительными мордашками котиков, а величественный Хрустальный дворец сиял в Гайд-парке витражами и стальными балками. Именно здесь 13 июля 1871 года произошло знаковое событие, которое впоследствии изменило кошачьи судьбы во всём мире — первая официальная выставка кошек.
Это мероприятие стало не просто любопытным светским развлечением, а важным культурным и научным актом, положившим начало современной фелинологии, индустрии породного разведения и радикально изменившем статус кошки в обществе.
Автором необычной идеи стал Харрисон Уэйр — британский художник, иллюстратор и страстный знаток усатых и хвостатых. Уэйр не был предпринимателем или профессиональным организатором мероприятий: он просто любил кошек и видел в них не только красоту, но и индивидуальность.
Его стиль живописи считался максимально реалистичным и точным, а многочисленные изображения мурлык пользовались популярностью в викторианской Англии.
Цель Уэйра была не столько в том, чтобы устроить «соревнование питомцев», сколько в том, чтобы продвигать идеи об ответственном содержании кошек, развивать знания о породах и показать красоту этих животных широкой публике.
13 июля 1871 года в Хрустальном дворце собрались первые участники — около 170 кошек 25 разных типов и окрасов. Среди них были как обычные любимцы английских семей, так и уже узнаваемые представители различных типов внешности. Как повествуют хроники, среди экспонатов оказался даже кот с травмой — «ветеран» уличной жизни, утративший лапу.
А самыми сенсационными участниками все газеты признали «королевских котов Сиама», принадлежащих консулу Оуэну Гоулду и покоривших своим необычным внешним видом всех гостей выставки.
Жюри состояло из самого Уэйра, его брата Джона и священника-биолога Джона Макдоналда — людей, связанных любовью к животным и науке. Они внимательно осматривали каждую кошку, отмечали особенности типа шерсти, фигуры, формы головы, характера и поведения. Появились первые стандарты оценки, включавшие окрас, длину шерсти и соответствие стандартам пород. Победители получали не медали, а денежные призы и хвалебные грамоты от судей.
Неудивительно, что следующий день газеты Лондона бурно обсуждали выставку: репортажи о котах и кошках, их победах и курьёзных моментах потеснили даже общественные светские сплетни.
«Приз за наибольший вес был присуждён животному массой 21¾ фунта… В верхней части изображена весьма изящная и богато окрашенная черепахово-белая кошка, принадлежавшая мистеру Коксу. Слева — белый персидский кот, удостоенный первого приза: восхитительное создание с тёмно-голубыми глазами, в которых читается почти печаль, смягчённая кротким довольством. Этот прекрасный экземпляр принадлежал миссис Э. Форгерти.
Справа — нежно окрашенный перс, также получивший первый приз, из питомника мисс Э. Д’Ойли. Ниже, справа, представлен великолепный экземпляр, выставленный мистером Джонстоном и также удостоенный первого приза. Слева от него — британская дикая кошка герцога Сазерленда. Этот экземпляр почти уникален, столь редкими стали ныне подобные животные.
Снова справа, в лежащей позе, изображён великолепно окрашенный песочный кот-производитель мистера Роули — настоящий маленький шедевр, удостоенный первого приза. Под ним — кот, выставленный мистером Нэшем и получивший дополнительный первый приз; без сомнения, один из самых упитанных котов выставки, отличавшийся мягким и спокойным нравом.
И, наконец, — крупнейший участник всей выставки: великолепный бурый табби (фактически единственный настоящий бурый табби, представленный на выставке), поистине величественное животное, принадлежавшее мисс Эймос».
Из журнала «Illustrated London News», 1871 год.
Успех выставки был ошеломляющим. Уже на следующий год мероприятие повторилось с еще большим размахом. В 1987 была основана первая в мире фелинологическая организация – Национальный кошачий клуб, Уэйр опубликовал свой фундаментальный труд «Наши кошки и все о них».
Идея проведения кошачьих выставок быстро перешагнула через Ла Манш и добралась даже до США. Домашние питомцы перестали быть только ловцами мышей или «уютным аксессуаром»: их начали рассматривать как объекты искусства, предметы внимания и даже социального престижа.
С того исторического лета прошло более ста лет, и выставки кошек превратились в масштабные культурные явления. Сегодня они не только демонстрируют породистых животных, но и являются ареной для обмена опытом, научных дискуссий, селекционной работы и социальной активности. Наиболее крупные международные выставки собирают тысячи участников из десятков стран, однако следует помнить, что всё это началось с одного человека, его любви к кошкам и веры в то, что они достойны собственного дворца, пусть даже и на один день.
Вы можете поддержать нас с котиками подписками, комментариями и лайками, наш прайд будет безмерно благодарен 😻