Если кто не знает, «джалло» — это такой в итальянской киноиндустрии поджанр детективов и триллеров, фильмы которого зачастую достаточно мрачные и захватывающие, а иногда в них достаточно насилия и кровопролития, чтобы поклонники ужасов тоже отнесли их к этому жанру.
Итальянский кинорежиссёр Дарио Ардженто начал свою режиссёрскую карьеру с того, что за два года снял три фильма в жанре джалло, а затем, сделав перерыв и переключившись на историческую драму/комедию, снял четвёртый. После двух фильмов ужасов о сверхъестественном подряд, «Суспирии» и «Инферно», Ардженто, вдохновлённый очень тревожным опытом общения с поклонником его фильмов, снова вернулся к жанру джалло. Поклонник ежедневно звонил Ардженто и в конце концов во время одного из звонков признался, что хочет убить человека, чьими фильмами он был одержим. К счастью, ситуация не переросла в настоящее насилие, но в сознании Ардженто зародилось зерно ДРОЖИ.
В истории, придуманной Ардженто, главный герой Питер Нил — это альтер эго самого режиссёра, но Нил не кинорежиссёр, а писатель, автор книг, в которых столько же убийств и жертв-женщин, сколько и в фильмах самого Ардженто. Поэтому он подвергается той же критике, что и Ардженто за свою работу, в частности обвинениям в сексизме.
Американский писатель Нил приехал в Италию в рамках промотура своей последней книги под названием Tenebrae, что в переводе с латыни означает «тьма». Одновременно с приездом Нила происходит жестокое убийство молодой женщины: ей в рот запихивают вырванные из Tenebrae страницы, а затем наносят удары опасной бритвой — излюбленным оружием убийцы в романе. Далее следует ещё несколько убийств. Убийца оставляет на местах преступлений записки, адресованные Нилу, и звонит писателю в нерабочее время, из-за чего Нил всё глубже погружается в расследование по мере того, как растёт число жертв. В фильме есть много персонажей, которых можно подозревать в том, что они и есть маньяк-убийца, — от критиков до бывшей жены Нила, которая, возможно, его обманывает. На пути к кульминационному разоблачению происходит несколько безумных и крутых поворотов, что даже можно немножко офигеть.
«Дрожь»— один из самых увлекательных фильмов ужасов, которые я видел. Не всем нравятся джалло, но этот фильм точно заслуживает внимания всех фанатов хоррора. Хотя бы раз этот фильм точно стоит посмотреть, чтобы знать. В течение фильма сюжет достаточно меняется, чтобы было интересно, и в нём есть несколько отличных сцен с убийцей, особенно та, в которой он врывается в дом лесбийской пары. Пока саундтрек, написанный потрясающей группой Goblin, звучит в фоновом режиме, камера на кране в течение двух минут без монтажных склеек перемещается по внешней стороне дома, поднимается по одной стороне дома, пересекает крышу, спускается по другой стороне, заглядывает в окна и шпионит за женщинами, а затем показывает, как убийца начинает взламывать дверь, чтобы заняться своими темными делишками. Вообще таких круто поставленных сцен в фильме много. Как и много крови. Особенно в офигенном финале, где умирает сразу несколько героев, а одна из жертв заливает, буквально, всё вокруг кровищей.
Но так как это итальянский ужастик, то значит он не только запоминающийся и стильный, но и запутанный и странный. Особенно для непосвященного зрителя. Да и бывалый любитель джалло может озадаченно пару раз почесать маковку. В «Дрожи» не мало странных моментов, которые я не понимаю, зачем было включать в фильм, например эпизод, в котором девушку загоняет в дом убийцы случайная, неумолимо кровожадная собака. Я имею в виду...сцена крутая, хорошо поставленная, с высоким уровнем саспенса. Этого не отнять. Да и сама девушка заслуживает того, чтобы за ней погнались, учитывая, как она отреагировала на собаку, которая просто лаяла на неё с другой стороны забора. Но собака появляется из ниоткуда и существует только для того, чтобы загнать девушку в дом убийцы, с которым она никак не связана, и запереть её внутри. Это очень странный способ перенести персонажа в нужную для сюжета локацию, и я не думаю, что такой подход сработал бы в каком-нибудь другом фильме, но в итальянском фильме это волшебным образом работает. Как и те странные сцены на пляже с какой-то женщиной в белом платье. Стильно, но бессмысленно.
Кстати, я вот еще заметил, что в большинстве своих фильмов Ардженто сводит к минимуму полицейский процедурный элемент джалло. Его словно не интересует детективная часть. Или интересует в меньшей степени, чем все эти убийства, визуал и драматические страсти. Но мне кажется, это даже к лучшему. Ардженто мудро поступает не перегружая и без того странный фильм лишними полицейскими персонажами и процедурами.
Большую часть времени мы видим только руки убийцы в чёрных перчатках, что дало Ардженто возможность самому сыграть убийцу на протяжении большей части фильма. Именно эти руки Ардженто жестоко расправляются с его актрисами, предоставляя критикам ещё больше поводов для того, чтобы обвинить итальянского мастера джалло в страсти к маньячеству по отношению к женщинам. Но по моему мнению, Ардженто любит часто и красочно убивать женщин на экране лишь по одной причине — ему просто нравятся женщины, и он умеет показать их красоту даже в таких нелицеприятных сценах.
P.S. Дарья Николоди, знаменитая своими криками в фильмах Ардженто, снова пронзительно орет. На этот раз в финале фильма. Думаю, я впервые влюбился в крики Дарьи Николоди (спутницы и музы Ардженто по жизни) именно в этом фильме. Так горлопанно и при этом красиво орать еще уметь надо.