The American Conservative | США
Военная операция США в Венесуэле обеспокоила Китай, пишет TAC. Арест Мадуро стал для Пекина неприятным ударом. Теперь в Поднебесной анализируют потери и в то же время считают выгоды, наблюдая, как США втягиваются в очередной внешний кризис.
Бенджамин Янг (Benjamin Young)
Пекин едва ли обрадовался потере партнера, но, возможно, готов усмотреть в этом свои плюсы.
Все внимание мировой общественности приковано к последствиям дерзкой военной операции США в Венесуэле в минувшую субботу, однако над всем этим довлеет тень Китая. Давнее обещание Си Цзиньпина воссоединить Тайвань с "родиной" не позволяет Пекину игнорировать решимость, с которой Вашингтон захватил президента Венесуэлы Николаса Мадуро.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Прежде всего, Пекин наверняка займется самоанализом. Как главный претендент на мировую на гегемонию и конкурент США, Си Цзиньпин не может почивать на лаврах, исходя из того, что он сам и его семья останутся неприкосновенны в эпоху дерзких "специальных операций". Посему ждите усиления мер личной безопасности и еще более пристрастного поиска потенциальных предателей в его ближайшем окружении. В 2025 году Си Цзиньпин уже провел серию чисток в высшем военном руководстве. Эта работа наверняка продолжится, поскольку Си Цзиньпин стремится к тому, чтобы захват Мадуро не повторился в кулуарах власти в Пекине.
Что же до того, дает ли это Си Цзиньпину зеленый свет для проведения аналогичной операции против президента Тайваня Лая Цзиндэ, то ничто не предвещает, что Пекин движется в этом направлении. Наоборот, Китай всячески пытался воспользоваться моментом, чтобы выставить себя самым ответственным членом международного сообщества. В понедельник Си Цзиньпин заявил, что "одностороннее запугивание серьезно подрывает международный порядок". Китай десятилетиями выстраивал в развивающихся странах образ державы, которая не опускается до военных вмешательств и твердо привержена "взаимовыгодному сотрудничеству", поэтому едва ли сочтет этот момент возможностью поквитаться с руководством Тайваня.
Что еще важнее, китайские лидеры считают Тайвань сугубо внутренним вопросом. С точки зрения Пекина, любые аналогии с Венесуэлой неуместны, поскольку Тайвань считается изменнической провинцией, а его сепаратизм — отголоском гражданской войны. Если Трамп выказал готовность работать с остатками режима Чавеса, то Коммунистическая партия Китая даже не питает надежд взрастить политических лакеев в правительстве Тайваня. В ныне удаленной статье один китайский исследовательский институт от 2024 года рекомендовал Пекину немедленно начать подготовку к созданию "теневого правительства" для Тайваня после объединения.
Делегация Китая встречалась с Мадуро в Каракасе за считанные часы до ареста венесуэльского лидера и его жены. Китайские официальные лица все еще находились в Венесуэле во время военной операции США. Это наверняка расстроило руководство КПК в Пекине — оно вообще резко реагирует на малейшее нарушение безопасности своих дипломатов. Старая гвардия КПК до сих пор рвет и мечет из-за случайной бомбы, упавшей на китайское посольства в Белграде в 1999 году.
Пекин не мог не обратить внимание на откровенную наглость операции. Воспользовавшись тем, что Россия завязла на Украине, Вашингтон за считанные часы изловил давнего нарушителя спокойствия в регионе. Быстрота и успех операции, проведенной без потерь со стороны США, послужат суровым напоминание китайским генералам о том, что вооруженные силы США были и остаются самой боеспособной силой в мире. Учитывая хронические проблемы взяточничества и коррупции, у руководства Народно-освободительной армии Китая могут возникнуть серьезные сомнения в том, что ей по силам повторить захват Мадуро на Тайване. Если операция США прошла гладко, то неудачное пленение тайваньского лидера грозит втянуть Пекин в бесконечную войну.
После собственно геополитики важнейшая забота Пекина — экономика. Он вложил немалые средства в поддержку нефтяного сектора Каракаса, несмотря на относительно скромную роль Венесуэлы в энергоснабжении Китая, остается неясным, вернет ли руководство страны после свержения Мадуро миллиарды, причитающиеся китайским кредиторам. Потери такого масштаба вряд ли пройдут для Пекина бесследно и могут вынудить его переоценить капиталовложения за рубежом. В будущем более безопасными для китайских инвестиций могут оказаться богатые природными ресурсами государства, избегающие открыто антиамериканской позиции, — например, Азербайджан.
"Это на руку Путину": удар по Венесуэле отрикошетил по Москве и Пекину. "Отсекли щупальце"
Вообще, руководство Китая наверняка недовольно развитием событий в Венесуэле. В лице Мадуро они потеряли давнего друга. С другой стороны, они могут усмотреть в этом и свои плюсы. Руководство КПК, прагматичные и расчетливые игроки, внимательно изучит ситуацию в Венесуэле и извлечет уроки на случай непредвиденных обстоятельств в будущем. Как и во время глобальной войны Америки с терроризмом, Пекин будет выжидать удобного момента, наблюдая, как американская империя транжирит драгоценное внимание и ресурсы на совершенно излишний внешний кризис.
Бенджамин Янг — доцент кафедры исследований разведки Университета Фейетвилл. Защитил докторскую диссертацию по истории Восточной Азии в Университете Джорджа Вашингтона. Публиковался в журналах Compact, Foreign Policy, The National Interest, The Diplomat, NK News, Nikkei Asia и National Security Journal. Автор книги "Оружие, партизаны и великий вождь: Северная Корея и третий мир"
Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>