Найти в Дзене
Транссибинфо Хабаровск

Ученая рассказала, кто управляет сознанием хабаровчан

Принципы психопрофилактики и психогигиены считаются практически применимыми и важными с идеологической точки зрения. Так же, как мы ухаживаем за телом — чистим зубы, следим за зрением и питанием, — логично заботиться и о ментальном состоянии. По словам Веры Никишиной, доктора психологических наук, профессора, директора Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР), заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР Пироговского Университета Минздрава России, по меньшей мере имеет смысл разбираться, что происходит с нашей психикой и как это вовремя заметить. Различные виды мыслительной активности. — Мысли — сложный продукт психики, и их характер входит в набор критериев, по которым судят о норме или нарушении. Они могут быть очень быстрыми и хаотичными, когда они буквально ускользают от нас, не успевая облечься в слова — такое наблюдается, например, при шизотипических состояниях, — рассказывает эскперт. — Напротив, мышление может стать вялым, заторможенным или зафиксированн

Принципы психопрофилактики и психогигиены считаются практически применимыми и важными с идеологической точки зрения. Так же, как мы ухаживаем за телом — чистим зубы, следим за зрением и питанием, — логично заботиться и о ментальном состоянии.

   хабаровчанин   freepik.com
хабаровчанин freepik.com

По словам Веры Никишиной, доктора психологических наук, профессора, директора Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР), заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР Пироговского Университета Минздрава России, по меньшей мере имеет смысл разбираться, что происходит с нашей психикой и как это вовремя заметить.

Различные виды мыслительной активности.

Мысли — сложный продукт психики, и их характер входит в набор критериев, по которым судят о норме или нарушении. Они могут быть очень быстрыми и хаотичными, когда они буквально ускользают от нас, не успевая облечься в слова — такое наблюдается, например, при шизотипических состояниях, — рассказывает эскперт. — Напротив, мышление может стать вялым, заторможенным или зафиксированным на одном сюжете, что часто встречается при депрессии.

Мысли могут повторяться по шаблону — это стереотипы; а могут и навязчиво возвращаться, заполняя внутреннее пространство на часы или дни и мешая жить — тоже симптом патологического состояния.

Баланс между мыслью и эмоцией.

В норме мышление и эмоциональные реакции находятся в динамическом равновесии: эмоции влияют на форму и скорость мыслей, а мыслительные процессы могут смягчать или усиливать эмоциональные всплески.

Например, уменьшая эмоциональную напряжённость, мы помогаем мыслям стать более устойчивыми и управляемыми.

Осознание этого механизма даёт человеку инструмент: через изменение настроя можно исправлять ход мыслей, и наоборот — через работу с мыслью корректировать эмоции.

Влияние информационной среды.

Состояние мыслей сильно зависит от внешних факторов. Информационный шум высокой интенсивности размывает содержание мыслей: постоянное перелистывание новостной ленты делает сосредоточение на одной идее затруднительным.

При регулярном многократном воздействии этот липкий, поверхностный режим мышления может стать нормой — тогда человеку трудно «задержаться» на чёткой мысли.

Значение содержания информации.

Не менее важно, что именно входит в этот поток информации. Агрессивные, тревожные или манипулятивные сообщения не только заполняют ум, но и окрашивают мысли соответствующими эмоциями и шаблонами.

Чем насыщеннее и более повторяемое содержание, тем сильнее оно проникает в наше ментальное пространство.

Манипуляции и внушение.

На этом работают многочисленные манипулятивные техники: через многократное повторение одного и того же внешнего содержания формируется внутренний отклик, который начинает переживаться как «своя» мысль. Люди различаются по уязвимости к такому воздействию, но сама зависимость мышления от внешнего информационного поля существует и проявляется повсеместно.

— Простая иллюстрация — навязчивое песенное припевание: после нескольких повторов мелодия ещё долго крутится в голове даже без внешнего источника, — приводит пример Вера Никишина.

Охрана когнитивного пространства.

Можно образно сказать, что наше внутреннее когнитивное пространство — это территория, которую имеет смысл беречь. В условиях избыточной информационной насыщенности легко не заметить, как чужие, целенаправленно внедрённые идеи начнут занимать место собственных мыслей.

Потому одна из персональных задач для поддержания психического здоровья — сознательно регулировать информационную среду: выбирать, что читать и слушать, ограничивать время в потоках и давать себе паузы для восстановления.

Поддержание «мысленного порядка» — это не метафора без практики, а конкретная привычка контролировать влияние внешней информации и работать с собственными эмоциями и мыслями. Это важный и доступный шаг в профилактике психических нарушений и в сохранении психического благополучия.

Франтоватые белобоки поражают интеллектом в Хабаровском крае