Александр Карлович Беггров (1841 - 1914) вошёл в историю русского искусства как художник-маринист. Будучи активным передвижником, он на протяжении сорока лет неизменно участвовал в выставках Товарищества и своим творчеством завоевал заслуженную известность. Славу этого живописца подтверждают сохранившиеся многочисленные отзывы о его творчестве.
Беггров родился 17 декабря 1841 года в Петербурге. Его отец, Карл Петрович Беггров, был рисовальщиком и акварелистом, удостоенным звания академика. Творчество отца, безусловно, способствовало развитию таланта А. К. Беггрова. Именно от отца он научился сочетать пейзаж и жанр в единой композиции, передавать не только одиночные фигуры, но и массовые сцены и, наконец, выражать образы Северной столицы как приморского города.
В душе Александра боролись два стремления: стать путешественником-моряком или художником. Вначале восторжествовало первое, и он поступил в Инженерное училище Морской Академии.
В 1863 году Беггров был произведён в офицеры. Вскоре после окончания училища, с 1866 по 1868 год, он участвовал в заграничном и кругосветном плаваниях — сначала на фрегате «Ослябя», а затем на фрегате «Александр Невский», где, помимо служебных обязанностей, занимался в свободные часы живописью и фотографией.
Приобщение Беггрова к большому искусству произошло в 1868 году, после знакомства с А. П. Боголюбовым. Возвращавшийся на родину фрегат «Александр Невский» потерпел крушение у берегов Ютландии. Корабль затонул, но команда была спасена. «Эта катастрофа, — читаем мы в его биографии, — доставила возможность Беггрову познакомиться с известным маринистом Боголюбовым. Последнему было поручено написать две картины, изображающие крушение «Александра Невского», но Боголюбов сам не был на месте катастрофы, и ему пришлось воспользоваться эскизами и рисунками, сделанными Беггровым. Завязавшееся при этих обстоятельствах знакомство молодого мариниста с влиятельным художником помогло Беггрову поступить в Академию художеств».
Находясь на военной службе в Петербурге, Беггров с 1868 по 1873 год занимался у Боголюбова. Эти пять лет и определили его дальнейший путь как художника-мариниста. Решающее значение для начинающего художника имело уже накопленное обширное знакомство с морем и работа с натуры. Уже в 1871 году Беггров проявляет себя блестящим рисовальщиком. Во «Всемирной иллюстрации» в 1873 году появился первый отзыв о Беггрове, отметивший наличие большого таланта и предсказывающий ему блестящую будущность.
В начале 1873 года Боголюбов переселился во Францию. Для продолжения образования Беггров сдаёт экзамен и поступает в пейзажный класс Академии художеств к профессору М. К. Клодту, под руководством которого занимается в течение одного года. В 1874 году Беггров оставляет военную службу и уезжает в Париж. Там он некоторое время работает у французского художника Леона Бонна, знакомится с творчеством барбизонцев, но главное — он продолжает учиться у своего прежнего наставника Боголюбова.
Во Франции Беггров был окружён колонией русских художников, находившихся в заграничной командировке. Он близко сходится с И. Е. Репиным, К. А. Савицким, В. Д. Поленовым.
Летом 1874 года молодые художники отправились на два месяца в местечко Вель на побережье Ла-Манша. Об этом Репин писал Крамскому:
«Нас здесь собралась весёлая компания: Савицкий с женой.... Поленов, приехал Боголюбов..., потом Беггров и Добровольский. Пишем, пишем и пишем, а по вечерам гуляем слегка и солидно... и все строчат кто где: кто в поле, кто в огороде, кто на море, кто под мельницей, кто на дороге».
Беггров чаще всего оказывался на море, следя за скользящими в проливе многочисленными кораблями, рыбачьими лодками, изучая морской пейзаж в различные часы, при различном освещении и погоде, обогащая запас своих впечатлений. Наблюдение за жизнью побережья имело для Беггрова особенное значение и во многом определило характер его творчества.
Беггров вместе со своими друзьями решил вступить в Товарищество передвижников. С 1874 года Беггров принимает участие в Передвижных выставках в качестве экспонента. Этим же летом Беггров вместе с Боголюбовым много работал в Гавре и его окрестностях.
Осенью художники вернулись в Париж, где продолжали поддерживать тесное общение. Компания обычно собиралась у Боголюбова, на вечера которого часто приезжали И. С. Тургенев и А. К. Толстой. Художники организовали кружок с театрально-музыкальной труппой, которая устраивала любительские спектакли. У Беггрова обнаружились способности артиста-комика. Поленов в письме к родным описывает один такой спектакль, в котором он сам выступил в роли медведя, а роль поводыря взял на себя «оборванный мужичонко» Беггров.
В Париже Беггров пишет ряд картин, изображающих приморские города Нормандии. Творчество Беггрова в середине 1870-х годов близко к творчеству Боголюбова. В отзыве о картине «Вход в гавань Фекан», опубликованном во «Всемирной иллюстрации» за 1876 год, говорится, что влияние Боголюбова на Беггрова заключалось в умении передавать «самые неприметные переливы влаги, сообщающие и тихой поверхности водного зеркала лёгкое колебание». Вместе с тем Беггров был далёк от слепой подражательности своему учителю. В этом же отзыве отмечена также творческая самостоятельность Беггрова: «Глядя на новое произведение блистательно начинающего молодого мариниста, мы не можем не заметить в нём уже проявления собственной наблюдательности, а не простого следования манере руководителя. Морская даль справа и туманное небо над горизонтом дышат такою свежестью и правдою, что сообщают картине, вообще написанной прекрасно, особенную ширь и смелость передачи».
В отзывах о пейзажах Беггрова «Гавр» и «Этрета» критика обращает главное внимание на умение художника передать жизнь простых людей:
«Вот опытный мастер слаживает старое судёнышко, наколачивая на пробоины заплаты... Вот женщины и дети тщательно подбирают щепочки, вступая в сырость, чтобы в подспорье хозяйству собрать стружки, может быть, годные для разведения хоть какого-нибудь огонька».
Беггрова уже в это время влечёт к жанровым многофигурным пейзажам. Именно эта особенность составляет специфическое отличие творчества Беггрова от творчества Боголюбова.
Наряду с маринами Беггров писал городские пейзажи. Картина «Руан вечером» (1874, Москва, частное собрание) интересна ощущением сумерек, когда последние отблески заката перекликаются со светом уличных фонарей.
В 1875 году неожиданная смерть отца вынудила Беггрова возвратиться в Россию. Вернувшись на родину, Беггров принял активное участие в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок. В 1875 году на 4-й выставке появляются такие его крупные произведения, как «Гавр», «Улица в Руане», «Этрета»; в 1876 году на 5-й Передвижной выставке была экспонирована картина «Вход в гавань Фекан».
«Гавр. Вход в порт во время прилива» (1876), очевидно, написанная по старым этюдам, была выставлена на 7-й Передвижной выставке в 1879 году. В картине Гавр виден со стороны моря. На переднем плане — волны, бьющиеся о пристань во время прибоя, на втором — у причала стоит пароход, по-видимому, отправляющийся в дальнее плавание. Оживлённая толпа на пристани контрастирует с неподвижностью словно уснувших громад серых зданий. Кажется, что здесь, на морской пристани, человеческая жизнь никогда не затихает, как не умолкает песнь моря.
Картина «Набережная Невы» (Русский музей) была написана в 1876 году. Зеленовато-желтоватая гамма как нельзя лучше соответствует облачной петербургской погоде и нейтральным тонам короткого осеннего дня. Уже наступили заморозки, и на крышах лежит первый снег, но Нева по-прежнему совершенно свободна ото льда. Под хмурым петербургским небом не умолкает повседневная жизнь столицы: дымятся трубы заводов, ремонтируются суда на судоремонтном заводе, по Неве снуют пароходы. Кажется, что над водой поднимаются лёгкие испарения, словно смягчающие ясность мелкой ряби воды и очертания человеческих фигур. Эта картина положила начало циклу петербургских пейзажей, которые неизменно увлекали художника на протяжении последующих десятилетий.
Беггров пишет «Устье Невы», «Петергофскую военную пристань». Художник передаёт рано наступивший зимний вечер, когда предметы потеряли ясные очертания. Голубоватый снег противопоставлен розовато-дымчатым облакам, что создаёт цветовые контрасты, создающие иллюзию вечернего морозного воздуха.
В 1878 году Беггров был избран членом Товарищества передвижных выставок.
Любовь к морскому делу снова потянула Беггрова, и он в качестве командира фрегата «Светлана» в 1879 году совершает путешествие вокруг Европы из Кронштадта в Грецию.
В 1881 году на IX Передвижной выставке появляется картина Беггрова «Нева. Новое Адмиралтейство» (Русский музей). Пространство в картине строится не столько вширь, сколько вглубь; на переднем плане — скульптуры и сад. Цветовая гамма картины основана на контрастном противопоставлении розовато-золотистых и красноватых тонов набережных с фиолетовой водой и голубоватым небом.
К началу 1880-х годов относятся несколько ночных пейзажей Беггрова: «Ночь в Голландии» и два вида Петербурга. Один из них — «Вид Петербурга в лунную ночь» (1882, Русский музей).
В этом произведении художник хотел показать взаимодействие искусственного и естественного освещения, когда в белую ночь свет городских огней настолько ослаблен, что словно теряется в сверкающем свете луны.
В 1884 году была написана картина «На палубе фрегата «Светлана». Сохраняя первоначальную композицию эскизов, художник изменил освещённость и колорит. Если в эскизах коричневатые тона палубы и голубоватые — моря были контрастно противопоставлены, что соответствовало состоянию дневного освещения, то в картине художник достигает единой тональности раннего утра. Внимание в картине уделено и разработке лиц. Для истории русского искусства картина интересна прежде всего тем, что в ней морской пейзаж открывается с движущегося корабля, что создаёт динамическую композицию.
С середины 1880-х до конца 1890-х годов художник экспонировал свои акварели на выставках Общества акварелистов. На акварельных выставках были представлены многочисленные пейзажи художника с изображением Петербурга, Ревеля, Шевенингена, Каспийского моря. Особенно много акварелей Беггров посвятил Петербургу.
В журнале «Художественные новости» за 1889 год в обзоре IX акварельной выставки отмечалось:
«Нынешние его акварели ещё великолепнее, чем прошлогодние; из них особенно интересны — не по исполнению, которое на всех пяти одинаково прекрасно, а по сюжету: «Исаакиевский собор», «Встреча германского императора в Кронштадте», «Дворцовая набережная», «Бретань».
Большинство акварелей Беггрова являлись эскизами и этюдами его будущих станковых картин.
К середине 1880-х годов относится создание больших произведений: «Торжественное открытие Морского канала» (написанное в двух вариантах) и «Невский проспект». Картина «Торжественное открытие Морского канала» (1886) является одним из лучших пейзажей Беггрова. В ней изображено прохождение первых судов через открывшийся канал 15 мая 1885 года. Композиция построена так, что подчёркнуто непрерывное движение кораблей, вступающих длинной вереницей в только что открытый канал.
В марте 1886 года Беггров написал картины с изображением спуска на воду броненосцев «Чесма» и «Екатерина II».
В течение 1880-х годов на каждой выставке передвижников появлялись все новые и новые картины Беггрова. Только в 1888 году на XVI Передвижной выставке он экспонировал четыре картины: «Севастополь. Графская пристань», «Шевенинген. Голландия», «Биржевой мост» и «К погибающим. Спасательный бот».
В 90-х годах в творчестве Беггрова постепенно углубляется реалистический подход в изображении природы. Картина «Петербургская Биржа» (1891) имеет многоплановое построение: лодки и пароход на переднем плане, стрелка Васильевского острова на втором и Дворцовая набережная на третьем. Центральной композиционной осью являются Ростральные колонны. Искусствовед М. И. Горелов описывает её так:
«Колорит картины выдержан в лиловой гамме, на переднем плане оживлённой розоватыми и золотистыми оттенками, на заднем — переходящей в сиреневый, голубой и серебристый тона. Эта гамма прохладного северного лета, когда Петербург предстаёт в своей строгой и несколько холодной величественной красоте».
В 1895 году в «Ниве» даётся характеристика творчества художника:
«Портреты военных судов и гаваней — специальность нашего мариниста Александра Карловича Беггрова, достигшего в этой области большого мастерства. А. К. Беггров любит море и знает его красоты. Но по душе художнику не бурное, грозно вздымающееся, разъярённое море, — его манят к себе мирные морские картины спокойных гаваней, с мирно покачивающимися в них судами, его влекут к себе грозные громады судов, предназначенных к борьбе с беспощадной водной стихией».
Беггров редко изображал чисто морской пейзаж. Жизнь гавани, порта с их пёстрой толпой — вот что стояло в центре его внимания. Его картины — это мажорные эпические повествования о жизни и труде народа, ведущего неустанную повседневную борьбу со стихиями. Именно поэтому его творчество глубоко оптимистично, его картины наполняют зрителя бодростью и энергией, вызывают чувство какого-то возрождения и обновления. Беггров по праву является создателем городского приморского пейзажа. Его пейзаж захватывает зрителя документальной правдой изображения и смелостью композиционного решения.
В 1899 году по инициативе членов Академии художеств Г. Г. Мясоедова, К. В. Лемоха и А. А. Киселёва Совет Академии присвоил Беггрову звание академика.
Во второй половине 1890-х годов Беггров приобретает в Гатчине дом, осушает болотистый пустырь и разводит на нём сад.
В 1903 году смерть жены надломила душевные силы художника. Примерно с 1906 года он окончательно переселился в Гатчину. В течение первого десятилетия XX века он создал пейзажи Нормандии, Бретани, Голландии, Венеции, Петербурга. В 1912 году, на 40-й Передвижной выставке, он в последний раз показал свои работы.
В начале 1912 года, в дни семидесятилетнего юбилея, Беггров пожертвовал в фонд Академии художеств для помощи бедным художникам, их вдовам и сиротам крупную денежную сумму.
Последние полтора года жизни, страдая тяжёлой болезнью, художник никуда не выезжал из Гатчины и вынужден был прекратить творческую деятельность. Переживая тяжёлые физические страдания, в ночь на 15 апреля 1914 года он покончил жизнь самоубийством. Пуля пробила сердце, и смерть была моментальной.