Весь материал взят из открытых источников. Список литературы прилагается.
Ноябрь 1988 года, времена СССР. Помню, как сейчас: низкое серое небо, уже лежащий кое-где снег в Котласе и срочный вызов к начальству. Я тогда служил заместителем военного коменданта железнодорожного участка и станции Котлас. Наш регион, Архангельская область, был знаком каждому военному – здесь, вокруг Плесецка, кипела жизнь множества частей Ракетных войск стратегического назначения. Но то, что предстояло, не вписывалось в рамки обычной службы.
Задача была поставлена четко и без лишних деталей: в срочном порядке на ст. Котлас-южный подготовить четыре купейных вагона и один вагон СВ с особо подобранной, согласованной с компетентными органами бригадой проводников. Эти вагоны должны были стать прицепной частью к литерному поезду. О целях груза мне, разумеется, не сообщали. Ни о каких «Молодцах» или «Баргузинах» – будущих легендарных БЖРК (боевых железнодорожных ракетных комплексах) – речи тогда не шло. Был приказ, и я, как офицер, должен был его выполнить. Более того, мне было приказано следовать с этим составом в командировку. Двое суток мы добирались до Плесецка, нас уже там ждали, познакомился с командиром части, личным составом эшелона, определили задачи, и в путь по расписанию.
Маршрут поражал масштабом: через всю территорию еще единого Союза от ст. Плесецкая через Свердловск до Иркутска и обратно, туда и обратно с заходом в Казахскую ССР. Я был назначен комендантом всего поезда и оставался единственным представителем органов Военных сообщений (ВОСО) на борту. Эта командировка растянулась на целый месяц, став временем глубочайшей секретности и высочайшей ответственности.
Центральное управление военных сообщений МО СССР совместно с МПС разработало график движения ювелирной точности. Литерный поезд, или КП-1 – это не просто срочный состав. Это абсолютный приоритет на всем пути, каждая минута расписана, каждая стоянка запланирована и подготовлена. Любое отклонение – ЧП государственного масштаба. Только уже в пути, по обрывкам разговоров и характеру мероприятий, до меня стало доходить, что мы участвуем в заводских испытаниях нового поколения подвижного состава стратегического назначения.
Позже я узнал, что в Советском союзе поезд имел квалификацию «П-450» и был предназначен для проведения ресурсных, климатических испытаний и оценки распознаваемости комплекса 15П261 (РТ-23УТТХ). Пусков, слава Богу, не проводилось – только сложнейшая имитация всего цикла.
Весь материал взят из открытых источников. Список литературы прилагается.
Мне выделили отдельное купе в вагоне СВ, которое было совмещено со смежным. Там проживал солидный, немногословный мужчина – руководитель проекта от промышленности от КБ "Южное" г. Днепропетровск . В моем купе стояла рация для прямой связи с машинистом и дежурными по станциям. Я, капитан, на время этой миссии сменил военную форму на гражданский костюм, что лишь подчеркивало особый статус нашего рейса. Между нашими купе находилось помещение с душем, что было приятной неожиданностью.
Особое впечатление оставляли стоянки. Мы останавливались , в основном ,не на крупных узлах, а на особых промежуточных станциях, затерянных вдали от городов. Но это были не обычные станции. К основному пути примыкал специальный боковой – с усиленным верхним строением: тяжелые рельсы Р-75 и выше, уложенные на бетонную рельсо-шпальную решетку.
В случае необходимости менялись мосты и путепроводы, станции и перегоны оснащались более современными типами сигнализации, централизации, блокировки и связи. На таких станциях строились полевые площадки . Разъезд этот был необслуживаемым, т.е. не было ни здания станции, ни поста путейцев и пр. Таких разъездов было построено около двух сотен. Они существуют и по сей день.
Над путями либо вовсе не было контактного провода, либо в составе поезда имелась хитроумная система для его отвода в сторону. Эти «обычные» станции были замаскированными стартовыми позициями, готовыми принять стального гиганта.
Тот ноябрьский рейс стал для меня больше чем командировкой. Это было прикосновение к гигантскому , тщательно скрытому мероприятию по обороне страны, работавшей с точностью часового механизма. Мы, несколько человек в вагонах, были лишь маленьким винтиком в этой системе, следующей по бескрайним рельсам необъятной советской Родины, чтобы никто и никогда не усомнился в ее неприкосновенности. Многое из того, что я видел и в чем участвовал, еще долго будет оставаться под грифом, но чувство выполненного долга перед страной – оно вне секретности. Оно навсегда.
Для справки.
В ходе испытаний до 1988 года было осуществлено 18 выходов железнодорожных составов на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых было пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах, от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке. Для реальной оценки работоспособности и эксплуатационных характеристик комплекса было создано четыре испытательных состава:
• П-150 для проверки возможности эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры комплекса в условиях ударно-вибрационных нагрузок при реальном движении по путям МПС. Он состоял из двух специальных вагонов.
• П-250 для проведения транспортных испытаний опытного образца БЖСК 15П252 (РТ-23).
• П-400 для проведения транспортных испытаний БЖСК 15П261 (РТ-23УТТХ).
• П-450 для проведения ресурсных, климатических испытаний и оценки распознаваемости комплекса 15П261 (РТ-23УТТХ).
На вооружение комплекс БЖРК РТ-23УТТХ с ракетой 15Ж61 был принят в СССР в ноябре 1989 года. К этому времени часть комплексов уже была поставлена на боевое дежурство. Был создан высокоэффективный ракетный комплекс, способный обеспечить необходимую для ответного удара живучесть. Создание и постановка на боевое дежурство этого комплекса было большой победой огромного коллектива специалистов. Кто знает, по какому пути могла бы пойти история в бурные девяностые — двухтысячные годы, если его бы не было. Никто ни до этого, ни после такого комплекса не создал.
Как выполнялась задача, с какими проблемами столкнулись, в следующей части. Продолжение следует.
Весь материал взят из открытых источников. Список литературы прилагается.
Весь материал взят из открытых источников. Список литературы прилагается.
Литература
1. Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М, 2007.
2. Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное». Днепропетровск, 2000.
3. Призваны временем. От противостояния к международному сотрудничеству. Днепропетровск, 2004.
4. Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Санкт-Петербург, 1999.
5. Оружие России. Каталог. М., 1997. Т. 4: Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.
6. Малиновский Г.Н. Записки ракетчика. ЦИПК, 1999.
7. Ряжских А.А. Оглянись назад и посмотри вперед. М., 2006.
8. Мозжорин Ю.А. Так это было… М., 2000.
9. Губанов Б.И. Триумф и трагедия «Энергии». Размышления главного конструктора. Нижний Новгород, 2000.
10. Заказчикам и поставщикам стратегических ракетных комплексов — шестьдесят. Одинцово, 2006.
11. История развития отечественного ракетостроения. М., 2014. Т. 1.
12. Кочнев Е. Секретные автомобили Советской Армии. М., 2011.
13. Башлаков А.А. Северный космодром России. Космодром «Плесецк», 2007. Т. 1.
14. Сергеев С.А. Космодром «Плесецк». Ч. 1. История создания // Сайт «Космические войска. Космодром Плесецк» [www.plesetzk.ru/index.php?p=3].
15. Волков Б., Филимонов А.А., Бобырев В.Н., Кобяков В.А. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения. ЦИПК РВСН, 1996.
16. Ракетные войска стратегического назначения России / Под ред. И.Д. Сергеева. М.: ЦИПК РВСН, 1998.
17. Стратегическое ядерное вооружение России. М., 1998.
18. Базы ликвидации ракетной техники и вооружения. Энциклопедия // Сайт Министерства обороны России [encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/ dictionary/details.htm?id=12611@morfDictionary].
0. Дорнбергер В. ФАУ-2. Сверхоружие Третьего рейха 1930-1945. М., 2004.
21. Губарев В. Южный старт. М., 1998.
22. Дроговоз И.Г. Крепости на колесах: История бронепоездов. Минск, 2002.
23. Хромов Г.К. Сотрудничество в области ликвидации сокращаемых стратегических вооружений и обеспечения безопасности ядерных материалов. Программа совместного снижения угрозы. Лекция в МФТИ. Апрель 2003 г.
24. Лата В., Вильданов М. Вспомним о просчетах и односторонних уступках. Договор о СНВ и летопись железнодорожного ракетно-ядерного соревнования // Независимое военное обозрение. 13.03.2009.
25. Поппо-Корыстин В., Платонов В., Пащенко В. Днепровский ракетно-космический центр. Днепропетровск, 1994.
26. От артиллерийских систем до стартовых комплексов. Конструкторское бюро специального машиностроения. СПб., 2002.
27. Дворкин В.З. «Тяжелая» ракета для Стратегических ядерных сил // Независимое военное обозрение. 25.03.2011.
28. Андреев В.А. Технология жизни. М., 2012.
29. Нечеса Я.В. С.А. Афанасьев — первый ракетно-космический министр. М., 2010.
30. Стратегические ракетчики России. М., 2004.
31. Вильданов М. О разработке в США боевых железнодорожных комплексов // Pentagonus. 26.03.2013. [pentagonus.ru/publ/6-1-0-1048].
32. Брагин В.И. Пушки на рельсах. М., 2006.
33. О железнодорожном базировании МБР «МХ» // Ракетная и космическая техника. М.: Военная академия ГШ ВСРФ, 1987. № 34.
34. Меч России. Оружие ракетно-ядерного удара. Калуга, 2010.
35. Самородов Н.В. Стратегические ракетчики на костромской земле. Кострома, 2010.
36. Харук А. Артиллерия вермахта. М., 2014.
37. Кондратьев В. Рельсовые мониторы янки и дикси // Военное обозрение. 19.09.2014.
38. Герасимов В. Начальник российского Генштаба об основных задачах развития армии // Военное обозрение. 20.09.2014.
39. Соловцов Н.Е. БЖРК возвращаются, но будут другими // Военно-промышленный курьер. № 34 (502). 04.09. 2013.
40. Клуб военачальников Российской Федерации. Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев. М., 2013.
41. Фаличев О. Оружие возмездия (Интервью командующего РВСН Н.Е. Соловцова) // Военно-промышленный курьер. № 48 (65). 15.12.2004.
42. Железнодорожные артиллерийские установки // Большая военная энциклопедия (Военные материалы) [warfiles.ru].