Основное чувство, высказываемое наблюдателями всех стран мира и разных политических взглядов относительно стремления Дональда Трампа присоединить Гренландию к США – это недоумение.
Трамп неоднократно высказывал недовольство блоком НАТО, но о выходе США из него речи, по крайней мере, на серьёзном уровне, не идёт. Тем временем Дания, автономной частью которой является Гренландия – член НАТО, причём весьма активный. Грубое давление на союзника с целью заставить его передать территорию, не говоря о военной операции против него (на возможность которой Трамп неоднократно намекал) – это небывалый скандал. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен предупреждает, что любое нападение на Гренландию (что означает нападение на Данию) со стороны США фактически будет означать прекращение существования НАТО.
Гренландский вопрос весьма болезнен и для других членов НАТО. Для Канады, например, которую Трамп угрожал сделать 51-м штатом. Или для Франции: а вдруг Трамп потребует отдать ему Таити с Французской Полинезией – чем они хуже Гренландии? Или Великобритании: те же Фолклендские острова – весьма привлекательный для американцев актив. Стоит задуматься и Испании с её Канарскими островами, и Португалии с Азорами Мадейрой, Италии с Лампедузой (а то и Сицилией – чем чёрт не шутит)?
Но это – правовая и моральная проблема (сам Трамп недавно сказал, что он ограничен не международным правом, а только лишь собственной моралью). При этом непонятно главное – целесообразность этих претензий.
«Это имеет стратегическое значение, - сказал Трамп. - Сейчас Гренландия буквально усеяна российскими и китайскими кораблями. Нам нужна Гренландия с точки зрения национальной безопасности».
Журнал National Interest справедливо отмечает, что официальная передача территории Соединённым Штатам не является необходимым условием для поддержания военного присутствия США. На самом деле, договор 1951 г., подписанный между Вашингтоном и Копенгагеном, уже предоставляет Соединённым Штатам возможность усиливать при необходимости своё военное присутствие в Гренландии.
«У США такая свобода действий в Гренландии, что они могут делать практически всё, что захотят, - говорит Миккель Рунге Олесен, исследователь из Датского института международных исследований в Копенгагене, в интервью The New York Times. - Мне очень трудно представить, чтобы США не смогли получить практически всё, что хотели, если бы просто вежливо попросили».
В соответствии с соглашением времён холодной войны США уже обладают широким военным доступом в Гренландию. Вооружённые силы США содержат на острове всего одну базу, но договор позволяет им значительно расширить свое военное присутствие. Соглашение позволяет ему «строить, устанавливать, обслуживать и эксплуатировать» военные базы по всей Гренландии, «размещать персонал» и «контролировать посадки, взлеты, якорные стоянки, швартовки, перемещения и эксплуатацию кораблей, самолетов и водных судов.
Другими словами, в соответствии с договором США должны всего лишь уведомить Гренландию, и может быть построено сколько угодно дополнительных баз. Поправка к американо-датскому соглашению 2004 г., подписанная тогдашним госсекретарём Колином Пауэллом, призывает США всего лишь консультироваться с Данией и Гренландией, прежде чем вносить какие-либо «существенные изменения» в свои военные операции на острове, что на самом деле просто означает, что Вашингтон должен уведомить обе стороны о своих намерениях.
Может быть, Трампу нужны в первую очередь природные богатства острова? Гренландия обладает огромными запасами природных ресурсов, включая нефть, газ и, что особенно важно, столь любимые Трампом редкоземельные минералы, а омывающие остров воды изобилуют рыбой.
Возникает вопрос: а кто мешает американцам инвестировать в добычу гренландских ресурсов сейчас? Да никто. Помешать им могут только сами гренландцы, если они решат, что добыча полезных ископаемых нанесёт ущерб их среде обитания. Но если остров будет в составе США, они точно так же смогут блокировать неугодные им разработки, если захотят – точно так же, как американские индейцы не дают разрабатывать свои недра, если их это не устраивает.
Таким образом, одержимость Трампа Гренландией необъяснима ни с какой точки зрения. Трамп, будучи бизнесменом, сравнивает приобретение Гренландии с «крупной сделкой с недвижимостью», но на самом деле не имеет с ней ничего общего. Дания даже не будет иметь решающего слова при продаже острова; это будет зависеть от жителей Гренландии, и большинство опрошенных не заинтересованы в получении американского гражданства. Большинство гренландцев выступают за независимость острова от Дании. При этом опросы общественного мнения показывают, что подавляющее большинство населения острова и против присоединения к США.
Планы подкупить гренландцев, предложив им по $100 тыс. за согласие присоединиться к США отдаёт временами покорения индейцев, когда их покупали за побрякушки и «огненную воду». Но и тогда индейцы, опохмелившись, часто отвергали подписанный по пьянке договор, и вырывали «топор войны». Что помешает сегодня гренландцам деньги взять, а потом отказаться от присоединения?
Покупать или передавать территории без учёта мнения жителей – это седая архаика. До Первой мировой войны это было общепринятой практикой, но после Версальской конференции стало невозможно: появились новые стандарты международных отношений.
В результате Великобритания, не возражавшая в 1968 г. против передачи Фолклендов Аргентине, и даже пославшая было главу своего МИДа на архипелаг, чтобы объявить его жителям о предстоящей передаче островов, была вынуждена дать задний ход: островитяне категорически отказались становиться аргентинцами. И через 14 лет англичанам пришлось вести настоящую войну, чтобы оставить за собой острова, которые они были готовы отдать.
Создаётся впечатление, что Трамп хочет присоединить Гренландию к США прежде всего для того, чтобы остаться в истории Соединённых Штатов как президент, подаривший американцам самый большой в мире остров. Наподобие того, как Томас Джефферсон вошёл в историю не только как один из отцов-основателей США и автор Декларации независимости, но и как президент, присоединивший Луизиану, которая на момент покупки была в десятки раз больше нынешнего одноимённого штата.
Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" https://t.me/patagonez