Этот год будет сложнее предыдущего. К такому выводу приходят эксперты, прогнозируя во мире глобальный долговой кризис. Что будет с ценами в Ростовской области, к чему приготовиться бизнесу и какого размера должна быть «подушка» финансовой безопасности у простых ростовчан — в материале RostovGazeta.
О влиянии мирового кризиса на цены в Ростове
Старший банкир ВЭБ.РФ Сергей Сторчак заявляет, что в 2026–2027 году мир ожидает серьезный долговой кризис. В своих прогнозах он не одинок. Датский Saxo Bank опубликовал «шокирующие предсказания» на 2026 год, касающиеся серии маловероятных и недооцениваемых событий, из-за которых, однако, «мировые рынки может накрыть мощной волной».
Однако, как объясняет научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, простым ростовчанам — потребителям продукции в магазинах, не о чем беспокоиться. Макроэкономическая глубинная проблема никакого отношения к уровню цен в магазинах не имеет.
«Долги на мировом уровне были всегда. Сейчас уровень долга всех стран составляет 2,5%, а то и 3% мирового ВВП. То есть страны как брали в долг, так и будут брать, и долги все время растут. Главное, чтобы это было в пределах разумного, не выходя на какие-то сверх пределы», — отмечает собеседник.
В качестве примера экономист приводит Японию, где государственный долг составляет порядка 250% к ВВП.
«И что? Там хуже доступ к образованию, к науке или у людей низкие доходы? Нет, все живут абсолютно нормально. Так построена макроэкономика — долги все время накапливаются, но их нужно держать на каком-то приемлемом уровне», — подчеркивает эксперт.
На цены в магазинах, как уточняет собеседник, влияют совсем иные процессы.
«Уровень цен формируется на внутреннем рынке, за счет управленческих действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также отдельных предприятий», — сообщает эксперт.
Цены подпрыгнули до потолка? «Молочка» подорожала в Ростовской области в декабре
Пузырь доткомов с искусственным интеллектом
Любопытен и тот факт, что одним из «виновников» предполагаемого мирового кризиса датчане называют искусственный интеллект. Они считают, что ИИ-системы проникнут во все сферы, от финансов до логистики, оптимизируя, автоматизируя и связывая компании друг с другом.
«Все начнется с нескольких мелких сбоев, которые будут нарастать как снежный ком, переходя в полномасштабный кризис», — убеждены зарубежные эксперты.
Однако в России настроены не столь пессимистично.
«С искусственным интеллектом действительно есть проблема. Но какой она будет — покажет время. Сперва все нужно просчитать», — комментирует Георгий Остапкович.
Собеседник уверен, что главный вопрос в этом случае, заключается в условиях отдачи от финансирования ИИ.
«Условно говоря, если финансирование развития систем ИИ идет в объеме 5% от ВВП, а отдача будет в объеме 3%, это может привести к образованию „пузыря“ на финансовом рынке. Похожая ситуация уже была в США в 2000 году. Помните кризис доткомов? Тогда американцы вкладывали в развитие интернета огромные средства. Да, они его развили. Но вложенные средства значительно превосходили отдачу от этих вложений», — напоминает спикер.
По словам экономиста, кризис доткомов с искусственным интеллектом может грозить тем странам, которые глубоко вовлечены в условия развития ИИ и вкладывают огромные деньги в роботизацию.
«У нас в этих направлениях работа тоже идет, но она на уровне хорошей риторики», — уверен собеседник.
Многие профессии уйдут: как изменится рынок труда в Ростове с развитием нейросетей
Кризис или дискомфорт?
По данным опроса Goldman Sachs, большинство респондентов (61%) главным риском, который может спровоцировать мировой кризис, считают геополитические конфликты. Причем 66% опрошенных полагают, что в ближайшие 12 месяцев угроза будет нарастать. В частности, ряд экспертов опасаются вовлечения в конфликт между Россией и Украиной НАТО. По их словам, это однозначно скажется на мировой экономической ситуации.
Тем не менее научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ считает, что в России кризиса не будет. По его словам, у нас возможен лишь «дискомфорт», или в худшем случае — небольшая мировая рецессия. Причиной этому предполагается тот факт, что из-за кризиса многие страны могут временно приостановить рост экономики. Это значит, что они будут меньше потреблять сырьевых товаров — нефти, газа, металла, зерна…
«При торможении экономики всегда сокращается потребление энергоресурсов. А основной экспортный потенциал России — сырьевые товары. Если сырьевые товары за счет торможения экономик мира не будут пользоваться спросом, естественно, цена на них будет падать. Сырьевые предприятия будут меньше приносить налогов. Это бьет не сильно. Но является проблемой для стран, где большой вклад сырья в налоговую базу. А у нас он достаточно большой», — объясняет Георгий Остапкович.
Соответственно, если затормозится мировая экономика, цены на сырьевые товары упадут. Такое, как напоминает экономист, уже было во время мирового финансового кризиса 2008 года.
«Тогда Россия встретила 2009 с падением 7,8% по ВВП. Среди стран G20, это было самым высоким падением», — уточняет собеседник.
Аналитик Беляев: россиянам не стоит опасаться увеличения госдолга до 20% от ВВП
Тяжелый год для бизнеса
При этом для бизнеса 2026–2027 годы будут достаточно тяжелыми. Об этом, как уточняет экономист, говорит и рост НДС, и снижение прибыли по экономике, и проблемы с численностью занятых.
«Вполне вероятно, что эффективный бизнес будет выживать и работать, а не эффективный — банкротиться. Но ничего страшного в этом я не вижу. Банкротство — это нормальное в экономическом смысле явление во всем мире, когда капиталы и люди неэффективных предприятий переходят в эффективные», — комментирует Остапкович.
И хотя все громче слышны разговоры о том, что малый бизнес не справится с новыми условиями экономики, статистика Ростовской области пока свидетельствует об обратном.
Согласно данным ФНС на 10 декабря 2025 года, в донском крае работает более 187,6 тысячи компаний. Из них — более 42,3 тысячи юридических лиц и свыше 145,2 тысячи индивидуальных предпринимателей. Для сравнения, в 2024 году в регионе работало свыше 183 тысяч компаний, из которых более 43,2 тысячи — юридические лица и 139,7 тысячи индивидуальных предпринимателей.
Даже если сравнивать с допандемийными временами, ситуация с малым и средним бизнесом в Ростовской области также демонстрирует развитие. К примеру, на декабрь 2019 года, в регионе работало всего 174,8 тысячи компаний, что на 12,8 тысячи меньше в сравнении с показателями конца 2025 года.
«Существующие проблемы для бизнеса не критические. Просто компании должны внедрять новые управленческие схемы, новый менеджмент, новые компетенции менеджмента», — уверен экономист.
При этом надеяться на «спокойные времена» в 2026–2027 годах уже не стоит — эксперты считают это стратегической ошибкой.
«Успешная компания или домохозяйство должны выстраивать свою финансовую стратегию с учетом стресс-сценариев: создавать финансовую подушку безопасности, диверсифицировать активы, минимизировать долговую нагрузку и развивать навыки быстрой адаптации к меняющимся условиям», — уверен руководитель компании Molbier Егор Оболенский.
Волна банкротств строительных компаний накрыла Ростов-на-Дону
Какой должна быть подушка финансовой безопасности?
В идеале, финансовая подушка безопасности должна быть не только у бизнесменов, но и у простых людей.
По данным Банка России за первое полугодие 2025 года, жители Ростовской области хранили на счетах и срочных вкладах более 1,1 триллиона рублей. Уточняется, что за год эта сумма увеличилась на 16,6%.
В среднем, жители Ростовской области хранят в банках по 245 тысяч рублей — по крайней мере такие данные были озвучены в начале 2024 года.
«Конечно же, подушка финансовой безопасности нужна всегда и любому человеку. Другой вопрос заключается в наличии возможностей для ее создания. У нас не так уж и много людей, которые могут позволить себе создавать депозитную базу», — отмечает Георгий Остапкович.
Места для хранения накоплений финансовой подушки, по словам собеседника, зависят от компетенции вкладчика. Например, если ростовчанин разбирается в фондовом рынке, то можно прибегнуть к его инструментам. Но для этого помимо компетенций потребуется еще и время, чтобы следить за процессами. А если человек не профессионал, то лучше хранить свободные средства на ставке депозита.
«Все-таки депозит, который сегодня существует под 14-15%, в два раза перекрывает инфляцию. Таким образом вкладчику удается отбить и инфляционный фон и получить сверху еще 7-8% прибыли», — объясняет экономист.
Для более длительного срока хранения собеседник рекомендует рассмотреть покупку золота, или криптовалют (на сумму не более 10% от накоплений), или положить деньги под облигации федерального займа (ОФЗ).
«А если речь идет об очень длинном периоде хранения, лет 15-20, то лучше всего деньги вкладывать в детей и внуков — в их здоровье, в образование. Такие вложения вернутся сторицей гораздо больше, чем от любых иных финансовых инструментов», — говорит собеседник.
При этом сумма финансовой подушки, как добавляет эксперт, должна быть такой, которая сможет в течение полугода поддерживать стандартный уровень жизни человека при потере дохода.
Экономист объяснила, какую финансовую подушку надо иметь ростовчанам в 2023 году