Найти в Дзене
Ноль повдоль

Гавриловские пещеры и Чёртов мост. Присалаирье

27 сентября, в последний по-настоящему тёплый день года, мы отправились в поездку по Гурьевскому району. И сразу после осмотра "столицы" и перед посещением Салаира свернули с дороги в Гавриловке и направились в сторону леса. Нас ждали пещеры и красивый старинный мост - отличный повод для прогулки! В статье хочется поведать как о собственных ощущениях да увиденных интересностях, так и об истории этих мест. Рассказывать буду перебивками. Исторические экскурсы выделю курсивом. От трассы грунтовка идёт под холмом вниз по левому берегу Большой Талмовой. Однажды дорогу пересечёт небольшой ручеёк, но покрытие устойчивое - проедут все. Следом дорога резко начнёт забираться в гору, здесь придётся вдавить педаль газа в пол, хотя существует колея и в объезд, понизу вдоль речки. Зато с холма хорошие виды: и на полянку, докуда мы добираемся, и на противоположный берег с комплексом Святого Гавриловского родника и Церковью иконы Всецарица. Два с четвертью века назад в этих местах чадил восемью жарк

27 сентября, в последний по-настоящему тёплый день года, мы отправились в поездку по Гурьевскому району. И сразу после осмотра "столицы" и перед посещением Салаира свернули с дороги в Гавриловке и направились в сторону леса. Нас ждали пещеры и красивый старинный мост - отличный повод для прогулки!

В статье хочется поведать как о собственных ощущениях да увиденных интересностях, так и об истории этих мест. Рассказывать буду перебивками. Исторические экскурсы выделю курсивом.

От трассы грунтовка идёт под холмом вниз по левому берегу Большой Талмовой. Однажды дорогу пересечёт небольшой ручеёк, но покрытие устойчивое - проедут все. Следом дорога резко начнёт забираться в гору, здесь придётся вдавить педаль газа в пол, хотя существует колея и в объезд, понизу вдоль речки. Зато с холма хорошие виды: и на полянку, докуда мы добираемся, и на противоположный берег с комплексом Святого Гавриловского родника и Церковью иконы Всецарица.

Два с четвертью века назад в этих местах чадил восемью жаркими печами сереброплавильный завод. Всего лет десять прошло с тех пор, как Дмитрий Попов с подсказки местных охотников нашёл в районе ручья Салаирчика ценную руду, как в 1792 году стараниями Гавриила Качки, начальника над Колывано-Воскресенскими заводами, в нескольких верстах от рудника началось строительство завода. Решение было оправдано - здесь протекала хоть небольшая, но речка, и можно было устроить фабричный пруд, необходимый для работы камнедробительных машин. Сперва завод назвали Екатерининским, но сама императрица повелела переименовать предприятие в честь верного сподвижника. Так же начали называть и посёлок.

Дорога к пещере идёт в гору среди леса
Дорога к пещере идёт в гору среди леса

Были мы здесь впервые. Я конечно изучил местность на картах и представлял, куда надо двигаться, но реальной обстановки не знал. Добравшись до поворота к пещере мы заметили рядок припаркованных машин, водители которых не решились следовать дальше. К пещерам дорога поднимается довольно круто вверх. Наш автомобиль бы справился, но колёса скребли бы по камням, а глубокая колея угрожала бы днищу. До моста можно доехать и по долине, но по дороге встретятся нешуточные лужи. Короче, пора ножки размять!

На Гавриловском заводе плавили руду, вырабатывали "грязный" металл, которой для очистки отправляли уже в Барнаул. Ещё за век до этого Пётр I поставил задачу, найти и наладить выплавку российского серебра. Золото требовалось для закупки новых технологий за рубежом, в стране предполагалось использовать серебряные монеты, раз уж внедрение медных шло с таким трудом. Тогда, в конце XVII века, новые месторождения отыскали на севере Пермского края и у нас, на территории будущего Кузбасса, в районе Тисуля. Тот рудник закрылся быстро - порода была бедной и её было мало, а вот обнаруженные в XVIII веке залежи руд на Алтае и в Салаире обещали хорошую выработку.

Немного попыхтев на подъёме, выйдя на ровную поверхность, мы сразу увидели пещеру Большую Гавриловскую. Она не огорожена, не охраняется. Зияет тёмным лазом посреди белого известняка, из которого и состоит эта горка. Ходят истории, что раньше ходы пещеры тянулись километров на 15, но геологи в 70-х взорвали дальние коридоры, чтобы люди не терялись. Сейчас в ней 280 метров ходов в 15 метрах вглубь от поверхности, пара залов, небольшие сталактиты на потолке и место днёвки и зимовки летучих мышей. Внутрь мы не полезли - пещеры не для чистой одежды, там пыльно.

В начале XIX века Гавриловский завод был прибыльным предприятием. Планировалось даже расширение его в два раза до 16 печей, но слишком уж мала была речка, не хватало напора воды для большего количества станков. Поэтому у тогдашнего управляющего Салаирским краем Поликарпа Залесова возникла идея построить ещё один завод, ниже по течению. Так в 1826 году появился Гурьевск. Впрочем. новый завод в дальнейшем перепрофилировался на чёрную металлургию, а Гавриловский так и продолжал выплавлять серебро, смешанное с цинком, свинцом и даже золотом. А в окрестной тайге с отменой крепостного права началась настоящая "золотая лихорадка", народ шёл на ручьи добывать рассыпной "жёлтый металл".

Сразу под пещерой - остатки железной дороги. Бетонные шпалы лежат под углом, толи их выдавило, толи развернуло, когда снимали рельсы. Поезда ходили здесь ещё в начале XXI века, но в дальнейшем Салаирский рудник окончательно обанкротился, и производства в городе больше нет, надобность в железной дороге отпала.

Вторая половина XIX века принесла Гавриловскому заводу много изменений. Во-первых, ушёл бесплатный труд крепостных, и древесный уголь практически задаром никто обжигать уже не хотел. Себестоимость металла росла. Инженеры знали о богатстве будущего Кузбасса каменным углём, но добывать его в те времена толком ещё не начали. Первая попытка оказалась провальной: на Афонинских углях серебро выгорало сильнее, чем на древесном, выход ценного металла был ниже. И только открытие Бачатского месторождение дало заводу приемлемый каменный уголь. Так что тот давний 1851 год можно считать началом промышленного освоения Кузнецкого бассейна. И стартовало оно в Бачатах. А к 1880 году построили при заводах и первую коксовую печь.

Железнодорожная ветка до Салаира устроена была непросто. Поднимаясь после Гурьевска понемногу в горку, перед Гавриловкой она выходила к крутизне, которую локомотивы преодолеть не могут. Поэтому поезд, приходя на этот участок, заезжал в тупик, а после перевода стрелок входил из него обратно, уже в сторону моста. Его мы ещё увидим, он достаточно высок. Но проблемные места на этом не кончались - дорога шла за соседнюю гору и уже за ней, в долине другой Талмовой речки - Малой, понемногу спускалась к Салаиру.

Проблемы у Гавриловского завода и Салаирского рудника начались в последнем десятилетии XIX века. Себестоимость выработки была достаточно высокой, технологии - устаревшими. Кроме того цены на серебро в мире сильно упали, когда Европу насытили дешёвым "блестящим металлом" из Мексики. В 1897 году Гавриловский завод закрылся. На полвека Салаирье стало чисто краем золотоискателей. Ныне от завода можно сыскать только остатки гидросистемы, подававшей силу воды на станки предприятия. Да и те нужно искать по огородам сельчан. Ну и современная версия Гавриловского пруда напоминает нам о том, фабричном.

До моста от разъезда железнодорожная ветка должна была как-то добраться. Проложили её по рукотворному каньону, который правильно называть скучным названием "выработка". Другого пути через здешние скалы просто не было. Жалко, что сейчас весь этот титанический труд оказался никому не нужен. Хотя почти сто лет дорога отслужила верой и правдой, теперь на ней и рельсов больше нет.

О Салаирском месторождении вспомнили в годы первой пятилетки. Молодой стране Советов нужны были цветные металлы. Годами из попутных серебру здесь получали лишь свинец, отравлявший жизнь и лишавший здоровья гавриловских металлургов. Теперь же основной упор был сделан на выплавку цинка. Для этого в сорока километрах отсюда к востоку у села Белово начали возводить цинковый завод. Пять лет ушло на строительство, и наконец к 1931 году комплекс заработал. В том же году запустили и железную дорогу до Салаира, по которой мы сейчас идём.

А какие замечательные виды в каньоне! Каменные стены поднимаются к небу. Там, наверху растут сосны. Некоторые деревья укрепились прямо в расщелинах, держатся за уступы крепкими корнями и стремятся ввысь. Мхи и лишайники покрывают камни, а внизу, куда не заглядывает солнце, долго по весне не тает снег, а позже даже в жару и сушь стоят лужи.

Строители, прорубая выработку, вскрыли край карстовой полости. Так на этой горе появилась и Вторая (Малая) Гавриловская пещера. Она гораздо короче Первой, но в ней сразу за узким лазом начинается большой зал.

В поздние советские годы на мощностях Салаирского месторождения чем только не занимались. Ведь руды здесь воистину полиметаллические. Готовили золотоносный концентрат, Добывали сырьё для производства цинка, меди, свинца. Но в новых реалиях всё это стало никому не нужно. Стал банкротом Беловский завод. Теперь его развалины торчат посредь города и отравляют экологию накопившимися ядами. Постоянные проблемы испытывает Гурьевский металлургический, но каким-то чудом до сих пор остаётся на плаву. Ходят легенды, что в Салаир приезжали неведомые японцы и хотели оптом скупить отходы горных выработок, накопленные отвалы и песок хвостохранилищ, но сделка так и не состоялась.

Ну что ж, истории закончились. Текста станет меньше, а фоток - больше. Ведь нужно показать Чёртов мост со всех сторон. Обожаю эти каменные строения давних времён. К одному из них я подъехал по грунтовке по пути из Питера в Москву в Новгородской области, а потом ещё и шёл по путям полтора километра по глухому лесу. Потому что нравится!

Местный мост до Салаира также построен из дикого камня, других материалов в конце 20-х годов прошлого века не было. Но долина здесь шире, поэтому меж каменных частей, стоящих по обоим берегам Большой Талмовой, перекинуты металлические балки. Прямо над рекой мост сделан из железа.

Рельсы здесь демонтировали в 2022 году, но деревянные шпалы ещё крепки. Туристы ходят по ним, по накинутым поверх доскам, фотографируются. Некоторые продолжают свой путь дальше. Идти неблизко, но выйдешь к бывшей станции Салаира.

Вроде и хочется, чтобы такое монументальное сооружение работало, но понимаешь, что нынче всё решает выгода. Может и вернётся в Салаир производство, возобновится добыча. А пока мост - для нас, туристов. Посетите, пока он ещё стоит, пока туда пускают. Мало ли что...

Речка внизу быстрая. Салаирский кряж, хоть не высок, а всё же - настоящие горы. Он - западный борт нашей большой долины, ограниченной с востока Кузнецким Алатау, а с юга - Горной Шорией.

Видео с мостом и каньоном записал.

Обратно шли понизу. Дорога проезжаемая, мимо луж по траве обходы сделаны. Но в дождь лучше не соваться.

Вон там поверху мы шли к мосту
Вон там поверху мы шли к мосту

Заливные луга идут вдоль речки, Дорога поворачивает за крайный холм гряды и становится видна наша машинка. Всё же волнуешься, когда оставляешь её надолго неизвестно где.

Большая Талмовая
Большая Талмовая

Ну а напоследок ещё одно фото комплекса святого Гавриловского источника, сделанное из окна автомобиля на обратном пути.

Гавриловский источник
Гавриловский источник

После мы направились в Салаир, побывали на Гавриловском пруду, а потом поехали осматривать цветной Каменушинский карьер - разноцветное чудо природы и рук человеческих. Но о нём - следящая статья.

А здесь, можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:

#путешествия #Сибирь #Кузбасс #Гавриловка #Салаир #Гурьевск #Гавриловская пещера #Чёртов мост #осень 2026