Петербург лишился ещё одной достойной архитектурной единицы: на 2-м Муринском проспекте сносят здание, построенное в середине 50-х в стиле сталинского ампира, где в советские годы размещался Всесоюзный научно-исследовательский институт целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ). Градозащитники не смогли его спасти, хотя делали всё возможное для этого последние шесть с лишним лет.
Сообщение о начале сноса ВНИИБ появилось 8 января. «Незаконный снос здания ВНИИБ на 2-м Муринском пр., 49 перерос в столкновения местных жителей с пригнанными в качестве “чопа” мигрантами. Сегодня с утра демонтажная компания “Прайд” тяжёлой техникой с заклеенными опознавательными знаками начала незаконный снос здания ВНИИБ. Оно имеет статус объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и должно быть защищено ФЗ 73 “Об объектах культурного наследия», – оповестил «градозащитный пресс-центр» 8 января около полудня.
«Сегодня утром к зданию ВНИИБ демонтажная компания “Прайд” согнала несколько сот мигрантов, которые оттеснили от здания местных жителей и дали подъехать технике. Начался снос здания, сейчас оно частично разрушено сзади. Люди прорвались к стенам ВНИИБа, блокируют технику, кирпичи падают прямо на них», – информировал «Живой город» несколько часов спустя, уточняя, что «защитники здания массово обращаются в Следственный комитет и полицию», что «КГИОП тоже обратился в полицию, так как ВНИИБ имеет временный охранный статус и его снос незаконен».
По словам защитников здания ВНИИБ, мигранты, привезённые демонтажной компанией, с масками на лицах подошли колонной к зданию ВНИИБ и, выкрикивая «русские свиньи», начали избивать тех, кто пытался остановить снос памятника архитектуры. Но полиция задержала не агрессивных мигрантов, а защитников здания, в том числе ветерана СВО Кирилла Травкина и 75-летнего Александра Алаханова, занимавшегося, помимо прочего, сбором гуманитарной помощи Донбассу.
На месте сталинского здания ВНИИБ должно появиться что-то высотное, построенное ГК ФСК (по информации РБК – жилой комплекс бизнес-класса на 230 квартир общей площадью 30 тыс. кв. м.). Строительная компания тоже разослала вчера пресс-релиз, в котором утверждается, что «на 2-Муринском пр., д. 49. работы ведутся в строгом соответствии с законом и на основании полного комплекта необходимых в данном случае документов». В свою очередь пресс-служба Следственного комитета России тоже утверждает, что снос здания проводится по закону: «Соответствующий земельный участок с октября 2020 года находится в частной собственности ООО “СЗ «2-й Муринский” [входит в ГК ФСК]. В настоящее время застройщик располагает действующим до 30 декабря 2027 года разрешением на строительство многоквартирного жилого дома, выданным Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, а также необходимыми ордерами ГАТИ на производство работ по демонтажу и установке ограждений».
Как прокомментировать эти события?
Здание ВНИИБ памятник архитектуры? Конечно, да. Оно построено по проекту архитектора Бориса Николаевича Журавлёва, который, будучи сотрудником института «Ленпроект», участвовал в восстановлении Ленинграда (для этого его в 1943-м отозвали с фронта), а в 50-60-е годы именно под его руководством застраивался Московский проспект и прилегающие к нему улицы. Здание ВНИИБ выдержано в том же стиле, что и большинство зданий на этой правительственной трассе – в стиле сталинского неоклассицизма.
Однако ГКИОП (комитет по охране памятников) в июле 2025 года в очередной раз отказался включать здание ВНИИБ в список объектов культурного наследия. Распоряжение об этом есть на сайте ведомства. Вслед за защитниками здания ВНИИБ, СМИ сообщили, что 8 января чиновники ГКИОП обратились в полицию «с заявлением о пресечении правонарушения (КУСП 48 от 08.01.2026), а также направил предостережения в адрес собственника и управляющей компании». Дело в том, что вопрос о наделении здания ВНИИБ охранным статусом ещё окончательно не решён, так как рассматривается очередная заявка. Только вот наделять охранным статусом уже нечего – здание ВНИИБ фактически уже снесено.
Словом, государство встало на защиту интересов собственника. А что вы хотели? Капитализм.
Интересы ГК ФСК понятны. Жильё на 2-м Муринском проспекте вряд ли будет продаваться по социальным ценам. Проспект пролегает через квартал с парками и прудами. Достаточно напомнить, что в пяти минутах ходьбы от здания ВНИИБ – знаменитый парк Лесотехнической академии. Но чем руководствовались чиновники, которые отдавали здание ВНИИБ в собственность строительной компании? На 2-м Муринском проспекте не так много зданий, которые напоминают памятники архитектуры. В том районе преобладает типовая застройка эпохи «развитого социализма». Мощное и добротное (как всё сталинское) здание ВНИИБ было его архитектурной доминантой. Теперь на его месте появится очередная безликая высотка.
Защитники здания ВНИИБ настаивают, что для их разгона наняли «агрессивных мигрантов». И это заслуживает отдельного рассмотрения. «Вчера многие были избиты, получили ушибы и переломы. Били даже бабушек. Сотрудница отдела полиции уже вчера откуда-то точно знала, что “всем будет арест”», – обрисовывает ситуацию «Живой город» в письме, разосланном утром 9 января. В итоге, как сообщает интернет-газета «Фонтанка», «15 защитникам ВНИИБ вменили помеху пешеходам, а одному – уголовную “хулиганку” [за то, что прыснул в лицо охраннику из газового баллончика]». Однако по свидетельствам очевидцев, всё было несколько иначе, чем в официальной сводке. «Уголовный хулиган» – это 54-летний Антон Глухов, на которого навалились трое бородатых «охранников», и он отбивался от них, и кто и что распылил в этой «куче малой» – точно неизвестно.
Что за «охранников» наняли демонтажники?
Газета «Коммерсант» в одном из чатов подработки обнаружила объявление о поиске «людей на оцепление» на 5-6 дней с оплатой 4 тысячи рублей за смену. «Работа спокойная: рядом будут полиция, МЧС и скорая – всё официально», – писали рекрутёры.
Судя по фоторепортажам с места событий, защитникам здания ВНИИБ действительно противостоят люди, не похожие на славян. Координатор «Живого города» Антонина Елисеева в разговоре с «Родина на Неве» признала, что её товарищи не могли бы выяснить национальность и гражданство этой публики. «Мы их паспорта, конечно, не проверяли, – сказала она, – но это люди с ваххабитскими бородами, которые по-русски говорят с акцентом». По словам Елисеевой, эти «охранники» получали деньги за смену тут же – им их выдавали из автомобиля. Значит, это был не ЧОП, а какие-то «рекруты по случаю».
Нельзя не задаться вопросом: если «рядом будет полиция и МЧС», то зачем нужны ещё и какие-то «люди в оцепление»? Что это за отрыжка 90-х? Неужели авторитета полиции и сейчас недостаточно? А ведь только полиция, представляя государство, имеет законное право примять насилие к тем, кто, по её оценке, нарушает общественный порядок. Никакие бородачи, нанятые по объявлению, этим правом не обладают.
Рискнём предположить, что уничтожители здания ВНИИБ наняли бойцов из какой-нибудь секции единоборств, в которой занимаются парни из южных регионов, а, может быть, и из бывших южных республик СССР. И эти расплодившиеся секции, или, как их ещё называют, «клубы поп-ММА», тоже не являют собой ничего хорошего. Спорт – это здорово, но единоборства – не спортивная ходьба, не плавание и даже не дзюдо. Все секции единоборств, где обучают бойцовским навыкам, должны быть под контролем государства и работать строго по лицензии под руководством профессионалов с профильным (тренерским) образованием. Так было в СССР.
А ещё то, что происходит у здания ВНИИБ, совершенно точно не помогает установлению в России межнационального и межрелигиозного согласия, а именно на обострение межнациональных и межконфессиональных противоречий делают ставку враги России. Зачем им помогать? Как поёт один известный исполнитель, деньги нужны всем и всегда, но зачем так…
Вот столько проблем обозначилось в ситуации со сносом здания ВНИИБ. А самого его больше нет. И то, что уважаемый глава Следственного комитета Александр Бастрыкин запросил представить ему доклад об этом деле, здание ВНИИБ не возродит. От него остались руины.
Дмитрий Жвания
Когда уже текст этой колонки был написал и выложен на сайт, пришла информация, что вынесен первый приговор защитникам здания ВНИИБ. Илью Попова, инженера-программиста, который проектирует полёты дронов, суд наказал пятью сутками ареста. Ситуация осложняется тем, что 8 января Илью избили те самые «охранники» и сломали его очки, а у него плохое зрение и без очков он почти ничего не видит. Полгода назад у него родилась дочка.
Фото: SOS СПб СНОС