Дональд Трамп сегодня сообщил о планах начать наземную операцию против наркокартелей в Мексике. Со своим южным соседом глава Белого дома, похоже, так и не смог договориться. С Ираном тоже разногласия. Власти Исламской республики обвинили США и Израиль в организации беспорядков, не стихающих в стране уже вторую неделю. А теперь под прицелом США еще и Гренландия. Жители самого большого острова в мире, согласно последним опросам, не хотят становиться гражданами Соединённых Штатов. Впрочем, Трампа и его команду, похоже, уже не остановить.
Головокружение от успехов — термин довольно заезженный, но порой старая добрая банальность — лучший способ объяснить, что сподвигло американского лидера на заявление, которое дипломаты всего мира переслушивают, но не верят своим ушам. Не зря есть только аудиоверсия мысли, которая полностью противоречит сложившемуся на мировой арене укладу после Второй мировой войны.
Журналист: «Существуют ли какие-то ограничения вашей власти на международной арене? Может ли вас что-либо остановить?»
Дональд Трамп, президент США: «Единственная вещь — моя собственная мораль, мое собственное мнение. Это единственное, что может меня остановить. И это очень хорошо. Международный закон мне не нужен».
Это уже даже не мир, основанный на правилах, который пыталась отстаивать администрация Байдена, презрев основу, на которой 80 лет стояла вся система международной безопасности. То есть Устав ООН. Это возвращение эпохи феодализма. Аргументом тут служит банальная нефть, которую США цинично присвоили себе в Венесуэле. Сегодня в Белом доме Трамп встречается с главами гигантов, чтобы убедить их вложить в нефтяную отрасль Боливарианской Республики более 100 миллиардов долларов.
Дональд Трамп: «Мы забираем нефть на миллиарды и миллиарды долларов, это будут сотни миллиардов долларов, а в перспективе — триллионы долларов».
С учетом сказанного и заявление советника Трампа по внутренней безопасности о последствиях операции в Венесуэле заиграло новыми красками.
Стивен Миллер, советник президента США по внутренней безопасности: «Можно сколько угодно рассуждать о международных приличиях и прочих вещах. Но мы живем в реальном мире, который управляется мощью, который управляется силой, который управляется могуществом».
Эту силу почувствовала даже Европа, которая всего за несколько дней нового года поняла, что потерять придется многое. Не только Гренландию. Остров уже сейчас выглядит как выбранный к 250-летию США подарок. Споры ведутся лишь об упаковке, в которую его осталось завернуть.
Метте Фредериксен, премьер-министр Дании: «Если Соединённые Штаты решат военным путем атаковать другую страну НАТО, тогда все прекратится, включая сам альянс и безопасность, которая обеспечивалась с конца Второй мировой войны».
Вопрос стоит уже не о применении 5-й статьи НАТО, а по-шекспировски просто: быть или не быть Североатлантическому альянсу. Вице-председатель Национального собрания Франции решила, что «лучше ужасный конец, чем ужас без конца», и заявила о намерении вынести на голосование резолюцию о выходе республики из НАТО.
Но не Европой единой — взгляд Трампа обращен и на Иран, охваченный протестами.
Дональд Трамп: «Мне пришлось предупредить Иран, что если они начнут стрелять в этих безоружных людей, которые любят свою страну и хотят, чтобы что-то произошло… Я сказал им, если они сделают что-то плохое этим людям, мы сильно по ним ударим».
Протесты вспыхнули из-за сильного падения курса иранского риала. Сначала предприниматели закрыли магазины и вышли на улицы. Затем к ним присоединились студенты. Средства массовой информации сообщают, что в беспорядках принимают участие неизвестные в масках с огнестрельным оружием. Накануне в Тегеране вышли тысячи протестующих. В столице слышались выстрелы. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи сегодня в специальном обращении подчеркнул роль США и особенно Трампа.
Али Хаменеи, верховный лидер Ирана: «Этот человек сказал: „Я отдавал приказы, я командовал во время войны“. Таким образом, он признался, что его руки запятнаны кровью иранцев. Потом он говорит: „Я сторонник иранской нации“. И горстка неопытных, невнимательных и недумающих людей верит этому, принимает это и действует в соответствии с его желаниями».
Аятолла посоветовал американскому лидеру не лезть в Иран, а заниматься делами США. Тем более там набирают силу антитрамповские протесты после убийства жительницы Миннеаполиса агентами службы иммиграционного и таможенного контроля США и против крупнейшей иммиграционной операции Вашингтона.
Али Хаменеи: «Трампу, который с высокомерием и гордостью осуждает весь мир, тоже следовало бы знать, что обычно деспоты и им подобные низвергались именно тогда, когда находились на пике своей гордыни. И этот тоже будет свергнут».
Глядя на все происходящее, президент Бразилии заявил о намерении сформировать широкую международную коалицию, чтобы обеспечить общемировую реакцию на агрессивную внешнюю политику США. Но пока бразильский лидер собирается добиться от Белого дома неукоснительного соблюдения норм международного права, Трамп обозначил новые цели. В расписании довольно предметно появилась Мексика.
Дональд Трамп: «Мы уничтожили 97% наркотрафика, поступающего по воде. Теперь мы начнем наносить удары по суше для борьбы с картелями. Картели правят Мексикой. Тяжело видеть, что стало с этой страной. Картели управляют этой страной. Они убивают 233 тысячи человек в нашей стране каждый год».
В 1823 году президент США Джеймс Монро в обращении к Конгрессу призвал Европу не вмешиваться в дела стран Западного полушария. Доктрина Монро предполагала невмешательство и США в дела Старого света, но Дональд Трамп теперь провозгласил «доктрину Донро». Основополагающая ее часть очевидна — лидерство США в Западном полушарии, остальные условия будут продиктованы, как теперь понятно, по ходу пьесы — моралью и мнением 47-го президента Соединённых Штатов.