Найти в Дзене
RUVDS

ТОП-5 вопросов к ИИ в 2026 году (часть 1

) Мы решили заглянуть немного в будущее, чтобы понять самые важные события, которые могут произойти с искусственным интеллектом в 2026 году. 1) Оправдают ли себя LLM? Текущий подход к большим языковым моделям — ChatGPT и прочие — похож на зерг-раш. Попытка решить проблему «числом», а не технологиями. OpenAI и другие компании получают многомиллиардные инвестиции и вваливают их в дата-центры в частности и в видеокарты в целом. Таким образом они надеются масштабировать модели и научить их рассуждать на уровне человека. Получится ли? Неизвестно. Мы знаем и положительные примеры решения вопроса заливанием ресурсами — на лунную программу «Аполлон» в 1960–1970-х США в течение 10 лет тратили примерно 1% госбюджета. Вложения себя оправдали: страна ликвидировала отставание в космосе от СССР и первой высадила человека на Селену. Однако были и обратные примеры. Главное — что сами технологии имеют пределы масштабируемости: как ни разгоняй винтовой самолёт, практически невозможно превысить на нё

ТОП-5 вопросов к ИИ в 2026 году (часть 1)

Мы решили заглянуть немного в будущее, чтобы понять самые важные события, которые могут произойти с искусственным интеллектом в 2026 году.

1) Оправдают ли себя LLM?

Текущий подход к большим языковым моделям — ChatGPT и прочие — похож на зерг-раш. Попытка решить проблему «числом», а не технологиями. OpenAI и другие компании получают многомиллиардные инвестиции и вваливают их в дата-центры в частности и в видеокарты в целом. Таким образом они надеются масштабировать модели и научить их рассуждать на уровне человека.

Получится ли? Неизвестно. Мы знаем и положительные примеры решения вопроса заливанием ресурсами — на лунную программу «Аполлон» в 1960–1970-х США в течение 10 лет тратили примерно 1% госбюджета. Вложения себя оправдали: страна ликвидировала отставание в космосе от СССР и первой высадила человека на Селену. Однако были и обратные примеры. Главное — что сами технологии имеют пределы масштабируемости: как ни разгоняй винтовой самолёт, практически невозможно превысить на нём скорость звука.

И 2026 год покажет, продолжают ли развиваться большие языковые модели или нас ждёт зима искусственного интеллекта.

2) Предположим, что ИИ совершит очередной скачок и сможет работать на уровне хорошего бизнес-ассистента. Останется ли он при этом доступным?

С одной стороны, уже сейчас видна пропасть между бесплатными моделями и теми, что предлагаются по подписке. Производители всё чаще решают, что им достаточно пользовательских данных, и хотят денег за доступ к своим моделям.

Кроме того, даже если вы в жизни не сделали ни одного запроса к ИИ, он влияет на нашу жизнь каждый день. Оперативная память и SSD подорожали в разы в конце 2025 года. И это только начало. Циклы на рынке микроэлектроники естественны, но длятся долго. OpenAI, по некоторым данным, скупила 40% чипов памяти до 2029 года. А значит, за остальные микросхемы будет бороться весь остальной рынок. Цены могут вырасти ещё в разы — прецеденты были. А значит, для нас подорожает и пользовательская техника, и доступ к облачным сервисам — операторам придётся обновлять серверы уже по новым ценам.

3) Получится ли у Китая обойтись своим железом вместо NVIDIA?

В конце 2025 года мы рассказывали сразу две истории, которые могут повлиять на наше будущее. Во-первых, США разрешили импорт в Китай мощных GPU компании NVIDIA — с ограничениями, но всё же. При этом Китай и не горит желанием, чтобы его компании использовали американскую микроэлектронику, и активно стимулирует переход на местные микросхемы.

Если китайский манёвр получится, то спрос на мощные GPU упадёт, а цены в мире пойдут вниз, частично компенсируя рост цен на память. Но пока китайским микросхемам по техпроцессу 7 нм сложно конкурировать с чипами NVIDIA, произведёнными на TSMC, которая осваивает 2-нм техпроцесс.

Однако у Поднебесной есть ещё один козырь в рукаве — она скопировала современный литографический процесс EUV и к 2028–2030 году может освоить более современные техпроцессы. Если Китай реализует обе возможности, это сгладит рост цен на микроэлектронику — если не немедленно, то к концу десятилетия.

Продолжение следует...