Найти в Дзене
Папа Орлят

Теория заговора и пузырь социальных сетей

Мне уже давно не нравятся социальные сети. Точнее – не сами соцсети, а их рекомендательные алгоритмы. Кроме одной – YouTube. Вот там всё действительно работает: подкидывает видео, которые ты бы сам никогда не включил. Например, мы с дочкой после её «Пап, мне надоели “Три кота”, давай Миру и Гошу» случайно наткнулись в рекомендациях на видео, где две выдры гуляют и купаются в реке. Это нереальное залипалово! Проблема всех этих умных алгоритмических лент придуманной когда‑то Facebook (ныне запрещённой в России экстремистской организации Meta), а потом переосмысленной TikTok в том, что они загоняют тебя в пузырь. И этот пузырь у каждого свой – от агрессивной политики, ненависти и пропаганды до футбольных и хоккейных подборок с шутками ниже пояса.  Посмотрел подборку коротких смешных видео – получай ещё десяток в том же стиле. Отправил другу рилз «Как тяжело быть отцом» – готовься к потоку роликов про психологию детей. Поставил лайк теории о финале Stranger Things – добро пожаловать в конс

Мне уже давно не нравятся социальные сети. Точнее – не сами соцсети, а их рекомендательные алгоритмы. Кроме одной – YouTube. Вот там всё действительно работает: подкидывает видео, которые ты бы сам никогда не включил. Например, мы с дочкой после её «Пап, мне надоели “Три кота”, давай Миру и Гошу» случайно наткнулись в рекомендациях на видео, где две выдры гуляют и купаются в реке. Это нереальное залипалово!

Проблема всех этих умных алгоритмических лент придуманной когда‑то Facebook (ныне запрещённой в России экстремистской организации Meta), а потом переосмысленной TikTok в том, что они загоняют тебя в пузырь. И этот пузырь у каждого свой – от агрессивной политики, ненависти и пропаганды до футбольных и хоккейных подборок с шутками ниже пояса. 

Посмотрел подборку коротких смешных видео – получай ещё десяток в том же стиле. Отправил другу рилз «Как тяжело быть отцом» – готовься к потоку роликов про психологию детей. Поставил лайк теории о финале Stranger Things – добро пожаловать в конспирологию!

Не будет никакой 9-й серии!
Не будет никакой 9-й серии!

И вот как это работает в реальной жизни – ровно это же случилось и с моим Facebook‑аккаунтом (да-да, экстремисты, террористы). Та соцсеть и так превратилась в яму AI‑генеративного мусора, перепостов из инсты с тредс и рекламы, но я не ожидал, что одно неловкое «а дай‑ка посмотрю, что пишет фанатский Netflix‑аккаунт про финал “Очень странных дел”» засосёт меня в безумную кроличью нору. 

Если коротко: мы посмотрели финал последнего сезона Очень странных дел. Нет, не первого января (новогодние традиции и двое детей говорят “нет” поп-культуре в день релиза). И, честно, для меня – отличное завершение сериала.

– «Да убили Векну на 50‑й минуте» – ну и что? Надо же было закрыть арки героев и попрощаться со всеми.  
– Да, концовка у 11 получилась открытой.  
– Да, никого не убили (см. предыдущий пункт). А падение Стива – серьёзно, вы правда подумали про Стива? Это было очень дешево..

В целом – нормальная, достойная концовка. Завершить 10‑летнюю историю непросто, но братья Дафферы справились. Как минимум, это точно не «сон собаки».

Но не все с этим согласны. Огромная толпа фанатов уверена, что весь финал – не более чем СОН ВЕКНЫ. Или даже партия DnD. Они выстроили целую теорию про цифру 7, нашли «нестыковки», уверяли, что всё это был «фейковый финал», раскрутили это по хэштегу ConformityGate во всех соцсетях и реддитах, сделали сайты‑таймеры до «настоящей девятой серии»… и положили Netflix в назначенный час Х. Потому что, конечно же, никакой 9-й серии не было.

Всё это выдавалось и мне – в моём пузыре соцсетей. Один лайк, один дочитанный до конца пост, один пересланный рилз – и ты уже в автоподборке, где реальность подменяется бесконечным потоком однотипного контента.

А помните то время, когда в ВК отображались только посты друзей и групп, на которые ты подписан? Когда Twitter показывал только тех, кого ты фолловишь? Без лейблов «Вам может быть интересно», без рекламы и без незнакомых тебе людей в каждом втором посте.

Помните?  

Вот и я – уже нет.