Я работала в Москве. Офис нашей фирмы на Миусах, а столовались на улице Фадеева в доме рядом, пардон, с м… гом Бурденко. Обедали, а в окне… сами понимаете, что мы видели. И работал в нашей фирме бывший физик-теоретик. Так я его обзывала. Он не обижалась, потому что меня он, как говорится, не видел в упор!
Где я — и где он!
Но однажды за обедом его спросила: «Скажи, как ты, физик-теоретик, правда бывший, веришь в Бога?» И он мне ответил: «Потому и верю, что физик-теоретик!» — «Объяснить можешь с точки зрении теории струн?» — «А ты что, Катя, в этом что-то понимаешь?» — «Понимаю, но чуть-чуть!» — «А в квантовой сечешь?»- «Представляешь, секу! Хочешь, про феймоновский пулемёт расскажу?» — «Не надо. Верю, сечешь. И раз в ней сечешь, тебе докажу, что Бог есть!»
И представляете, доказал. Формул покруче Шредингера и Максвелла написал!
И тогда его спросила: «Скажи, кудесник-теоретик, а Рай ест?» — «Есть!» — «А Ад?» — «А его нет!» — «А что же вместо него?» — «А вместо него вакуум!» — «И там грешники?» — «Да. Но не долго. Потом и они все в Рай!» — «Ничего себе, грешили — и тоже в Рай!» — «Закон Бога! Понимать, Катерина, надо. А ты пока не понимаешь. И думаю, что не поймёшь!»
§ 2. Опыт с пулеметной стрельбой
Пытаясь понять квантовое поведение электронов, мы сопоставим его с привычными нам движениями обычных частиц, похожих на пулю, и обычных волн, похожих на волны на воде. Сперва мы займемся стрельбой из устройства, схематически показанного на фиг. 37.1. Это пулемет, выпускающий целый сноп пуль. Он не очень хорош, этот пулемет. При стрельбе его пули рассеиваются на довольно широкий угол, как это изображено на рисунке. Перед пулеметом стоит плита (броневая), а в ней есть две дыры, через которые пуля свободно проходит. За плитой расположен земляной вал, который «поглощает» попавшие в него пули. Перед валом стоит предмет, который мы назовем «детектором». Им может служить, скажем, ящик с песком. Любая пуля, попав в детектор, застревает в нем. Если нужно, ящик открывают и все попавшие внутрь пули пересчитывают. Детектор можно передвигать взад и вперед (в направлении х). Этот прибор позволяет экспериментально ответить на вопрос: «Какова вероятность того, что пуля, проникшая сквозь плиту, попадет в вал на расстоянии х от середины?» Заметьте, что мы говорим только о вероятности, потому что невозможно сказать определенно, куда попадет очередная пуля. Пуля, даже попавшая в дыру, может срикошетить от ее края и уйти вообще неизвестно куда. Под «вероятностью» мы понимаем шанс попасть пулей в детектор, который установлен в х метрах от середины. Этот шанс можно измерить, подсчитав, сколько пуль попало в детектор за определенное время, а затем разделив это число на полное число пуль, попавших в вал за то же время. Или, полагая, что скорость стрельбы была одинакова, можно считать вероятность пропорциональной числу пуль, попавших в детектор за условленное время.
Для наших целей надо вообразить немного идеализированный опыт, когда пули не дают осколков и остаются целыми. Тогда мы обнаружим, что пули всегда попадают в детектор порциями: если уж мы что-то нащупали в детекторе, то это всегда целая пуля, а не половина и не четвертушка. Даже когда скорость стрельбы становится очень малой, все равно в детекторе за определенное время либо ничего не накапливается, либо обнаруживается целое — непременно целое — число пуль. Стало быть, размер порции не зависит от скорости стрельбы. Мы говорим поэтому: «Пули всегда приходят равными порциями». С помощью нашего детектора мы измеряем как раз вероятность прихода очередных порций как функцию х. Результат таких измерений (мы, правда, пока еще не провели такого эксперимента и сейчас просто воображаем, каким будет результат) изображен на графике фиг. 37.1,в. Вероятность в нем отложена вправо, а х — по вертикали, согласуясь с движением детектора. Вероятность обозначена P12,, чтобы подчеркнуть, что пули могли проходить и сквозь отверстие 1, и сквозь отверстие 2. Вы, конечно, не удивитесь, что вероятность P12 близ середины графика велика, а по краям мала. Вас может, однако, смутить, почему наибольшее значение Р12 оказалось при х = 0. Это легко понять, если один раз проделать опыт, заткнув дырку 2, а другой раз — дырку 1. В первом случае пули смогут проникать лишь сквозь дырку 1 и получится кривая P1(см. фиг. 37.1,б). Здесь, как и следовало ожидать, максимум P1 приходится на то х, которое лежит по прямой от пулемета через дырку 1. А если заткнуть дырку 1, то получится симметричная кривая Р2 — распределение вероятностей для пуль, проскочивших сквозь отверстие 2. Сравнив части б и в на фиг. 37.1, мы получаем важный результат
(37.1)
т. е. вероятности просто складываются. Действие двух дырок складывается из действий каждой дырки в отдельности. Этот результат наблюдений мы назовем отсутствием интерференции по причине, о которой вы узнаете после. На этом мы покончим с пулями.
Они приходят порциями, и вероятность их попадания складывается без интерференции.
Это Фейман. Когда его лекции были любимым моим чтением.
А это карта Москвы. Улица Фадеева. Институт Бурденко. Я была там один раз. Навещала больного с нашей работы. Он был полковником, работал в нашем КБ. Заболел - и лечился здесь. Много чего интересного рассказывал. Хороший был человек. Он точно в Раю!
_____________________________
Разрешила Советнику торговать. Рискую немного*. Надо ы его оптимизировать или нового написать. Но оптимизировать или написать нового времени нет. А ручками заработала 31 руп. - и теперь пускай он мне зарабатывает, а я пошла фильм смотреть "Мужчина в моей голове".
Скан.
40 центов в рублях - конвертер:
Узнайте, сколько будет если сегодня и сейчас на дату 09.01.26 совершить обмен суммы в размере 40 центов(USD) в рублях(RUB) по актуальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ. Любые другие суммы для пары USD-RUB можно рассчитать через конвертер.
В эти минуты, 05:26:45 по Московскому времени, 09.01.2026 (9 Января 2026, Пятница), :
40 центов = 31.29 рублей
_________________________
*Решила не рисковать - и поставила другого своего Советника Krasavu
На тестировании хороший результат.
Но на реале всё по другому может быть.
Реал Покажет!
Купил!