Найти в Дзене
Архитектурные излишества

Город с деревянными теремами и сугробами выше метра: показываю Томск в январе

Если сугробы поднимаются очень высоко, а количество деревянной красоты на квадратный метр превышает все мыслимые пределы, значит, мы в Томске. В ближайшие дни будем рассказывать о городе. Летом шестьсот четвертого
В стругах и на дощаниках
Рать казаков-строителей
Дружно на Томь взошла.
За три недолгих месяца
Рубленый град поставила,
Первый причал устроила,
Грянула в колокола.
Эхо того ставления
К нам сквозь века доносится.
Крепость давно превратилась
в терем,
в кузницу,
в храм.
А мы упллываем в прошлое,
А мы устремляемся в будущее
В ракетах и на дощаниках
Подобно тем казакам. Антон Чехов не особенно лестно отозвался о Томске: «Томск гроша медного не стоит. Скучнейший город, и люди здесь прескучнейшие. Город нетрезвый, бесправие азиатское. Грязь невылазная, но возникают и зачатки цивилизации — на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла ее о зад. Обеды здесь отменные, в отличие от женщин, жестких на ощупь. Я жалел, что университет открыт в Томске, а не тут, в Красноярске».

Если сугробы поднимаются очень высоко, а количество деревянной красоты на квадратный метр превышает все мыслимые пределы, значит, мы в Томске. В ближайшие дни будем рассказывать о городе.

Летом шестьсот четвертого
В стругах и на дощаниках
Рать казаков-строителей
Дружно на Томь взошла.
За три недолгих месяца
Рубленый град поставила,
Первый причал устроила,
Грянула в колокола.
Эхо того ставления
К нам сквозь века доносится.
Крепость давно превратилась
в терем,
в кузницу,
в храм.
А мы упллываем в прошлое,
А мы устремляемся в будущее
В ракетах и на дощаниках
Подобно тем казакам.

Антон Чехов не особенно лестно отозвался о Томске: «Томск гроша медного не стоит. Скучнейший город, и люди здесь прескучнейшие. Город нетрезвый, бесправие азиатское. Грязь невылазная, но возникают и зачатки цивилизации — на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла ее о зад. Обеды здесь отменные, в отличие от женщин, жестких на ощупь. Я жалел, что университет открыт в Томске, а не тут, в Красноярске».

Томичи обиделись и в 2000-е годы установили не самый каноничный памятник писателю с названием «Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего “Каштанку“».

-2

Петр Макушин — выдающийся томский просветитель и передовой общественный деятель рубежа 19-20 веков.

Сын бедного сельского дьячка прожил 82 года, открыл первую в городе книжную лавку и добился устройства более 300 библиотек в Томской губернии, узнав, что окончившие школу уже через несколько лет забывают грамоту. П.И. Макушин также возвел исполинское здание Дома науки.

Красноречивее всего о деятельности Петра Ивановича говорит его могила (1926): на ней красуется надпись «Ни одного неграмотного» и электрический фонарь.

Он светит и в наши дни.

Томск был основан в 1604 году (среди первых его воевод упоминается князь Егупов-Черкасский по прозвищу Курица), а с начала 19 века стал центром внушительной Томской губернии.

-4

Основной ход Транссиба в 1890-е годы прошел южнее. Томск потерял значение транзитного центра и перевалочного пункта, но сосредоточился на своем социальном и культурном развитии (это именно «жизнь в себе», которую нельзя назвать прозябанием, учитывая, что здесь появился первый в Сибири университет).

-5

Дореволюционная история Томска не сводится исключительно к биографиям великороссов — так, тут действовали три синагоги и две мечети. Значительную роль в жизни города играли немцы и поляки.

-6

Всей стране Томск известен своим деревянным зодчеством конца 19-начала 20 века. Я бы назвал Томск эдакой Вологдой за Уралом, только более разнообразной и содержательной.

-7

Да, 20 век серьезно прошелся по городу, но тут по-прежнему много компактно расположенных живописных теремов, без хороших фотографий точно не уедете. В 2010-е и потом довольно активно действовала программа «Дом за рубль», по ней восстановили несколько десятков памятников. Томск — это сказка, воплощенная в дереве.

-8

Здесь несколько лет учился Александр Волков, автор «Волшебника Изумрудного города». Он писал: «…Всем, чего я достиг в жизни и, быть может, даже и своим долголетием я обязан тому, что в глубине Сибири, на берегу быстрой Томи, стоит город Томск». Активно распространяется легенда, что на создание сказки его вдохновил в том числе дом архитектора Хомича (изумрудного цвета, на первом фото).

-9

Местами очень заметно, что историческая ткань в 20 веке и далее прерывалась и замещалась новыми, не всегда удачными зданиями. Но стоит учесть, что советский Томск трансформировался из 100-тысячного города в 500-тысячный и просто не мог полностью оставаться деревянно-пряничным.

-10

Вопросы сохранения историко-градостроительного наследия здесь стали подниматься достаточно рано, а охранные зоны утвердили в годы перестройки. Архитектура Томска — его сильная сторона, потому что соболя, кедр и строганину в Сибири эксплуатируют повсеместно.

-11

Томск справедливо называют «Сибирскими Афинами». Про традиции местного высшего образования можно рассказывать часами. Поэтичны аббревиатуры вроде ТУСУР (университет систем управления и радиоэлектроники). Однозначно стоит пройтись и по местным музеям: «Следственной тюрьме НКВД», «Профессорской квартире», музею славянской мифологии.

-12

А самый странный дом Томска обнаружен на улице Белинского.

-13

Песня «Иванушек» про тополиный пух была написана в Томске — отсюда и «жара, июль», когда по всей стране пух уже сошел на нет. В городе довольно много зеленых зон: хвалят Лагерный сад, Университетскую рощу и Сибирский ботанический сад.

-14

В Томске хватает ироничной и забавной скульптуры — Чехову глазами пьяного мужика, тапочкам у гостиницы, капусте у роддома, герою фильма «Жил-был пес».

Я бы охарактеризовал Томск как город энциклопедического склада. Про него написаны десятки качественных текстов, а книги, кажется, выпустили про все аспекты местной культуры. Отсылаю к трудам Н. Дмитриенко и других историков. В городе хорошие интернет-СМИ с краеведческими статьями (например, «Томский обзор»).

Некоторыми город воспринимается как своеобразный пригород 1.5-миллионного Новосибирска (ехать 4-5 часов, что для Сибири рядышком), но Томск отправляет в разы больше культурных сигналов во вселенную.

Отсюда родом Егор Кузьмич Лигачев, он руководил Томской областью в 1960-1980-е годы. Один из томских районов носит интересное название — не Черемушки, а Черемошники.

В истории Томска — и золотая лихорадка 1830-1840-х годов (был золотопромышленник Философ Александрович Горохов!), и авиация (в городе учились Камов и Миль), и «дедушка Сибири» Г. Потанин, и участник Гражданской войны Пепеляев, и композитор Эдисон Денисов, и двадцать лет жизни архитектора Крячкова.

Сибирь часто переворачивала человека: так, князь-мошенник Всеволод Долгоруков из шайки «червонных валетов», карикатурно описанный Гиляровским и сосланный за Урал, в Томске становится автором путеводителей, сибирским корреспондентом французской газеты Le Figaro и устроителем музыкальных вечеров.

Город живой и интересный. Если даже Александр I по одной из версий стал старцем Федором Кузьмичом и удалился в Томск, то почему этот город должны игнорировать мы?

Сибирь — это не только лес, нефть и алмазы. Сибирь — родина великих людей и кузница характеров. Валентин Распутин совершенно справедливо предлагал всем нам сойтись «в общем радетельстве о своей земле».

Томич не только тот, кто здесь живет,
Но все, в ком Томск живет неугасимо.
Традиции его, простое имя…
И старый тополь у резных ворот.

Томск — очень контрастный город, но по площади и насыщенности исторического центра он является одним из ключевых в России. Местные исследователи продолжают обогащать культурный ландшафт: так, недавно в издательстве «Гаража» вышла книга томского исследователя Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910-1930-е».

А путевые заметки начала 20 века позволяют оживить фасады: «Уличная жизнь очень интересна. Вот проходит перед вами грязно одетый человек, на вид бедняк, между тем это один из самых богатых людей Томска, у него 4 миллиона рублей. Или вот пронеслась в богатой коляске компания дам. Знайте, одна из них, наверное, дочь каторжника, другая — невеста сына каторжника…»

В Томск стоит приезжать ради деталей, наличников и большого числа старинных артефактов. Самая красивая улица за пределами глянцевых путеводителей — Октябрьская.

В Томске с 2007 года работает частный музей славянской мифологии. Если не хочется смотреть на русичей, которые в фантазиях художника одомашнили мамонтов, всегда можно посетить теплую и уютную выставку, посвященную старому доброму Томску 🙂

А гораздо больше материалов мы выкладываем в нашем телеграм-канале, подписывайтесь 👇
https://t.me/arkhlikbez

Бывали в Томске? Или может даже учились?