Кажется, что пьесу Александра Вампилова "Старший сын" все знают вдоль и поперек и она весьма любима театральными подмостками. Как мне кажется, от этого задача режиссера усложняется во много раз: сюжет известен, закрутить интригу для удержания внимания не получится, а у каждого зрителя в голове уже сидит законченный образ каждого героя этой истории. Художественный руководитель Смоленского Драматического театра имени Грибоедова и режиссёр одноименного спектакля Михаил Бехтерев не побоялся трудной задачи и год назад состоялась премьера спектакля "Старший сын".
Прежде всего скажу про сценографию постановки (художник-сценограф Юрий Соломонов). Квартира Сарафановых - это портал в наше советское детство. Холодильник ЗИЛ (между прочим, работающий!), часы, скатерть на столе, вымпел ВЛКСМ, покрывало на диване (у меня точно такой же экземпляр имеется на даче), сервант с кружевной салфеточкой сверху, портрет классика и непременные семейные фотографии на стене. Кстати, фото самые настоящие и принадлежат исполнителю главной роли Сарафанова заслуженному артисту РФ Сергею Тюмину.
Отдельно следует отметить блестящую игру всего актерского ансамбля. Наверное, это тот самый высший уровень по Станиславскому, когда актер не играет роль, а живет на сцене. Полностью, даже не перевоплощаясь, а становясь своим героем, добавляя что-то личное от себя своему образу. И каждый зритель чувствует, что непосредственно переживает драму открытого, простого, уязвимого и такого искреннего Сарафанова (Сергей Тюмин), что хочется попросить всех - и режисера, и драматурга, и другие высшие силы: пусть у него все сложится хотя бы теперь, на излете жизни, пусть у него все будет хорошо. Очень было переживательно за Сергея Борисовича, ведь образ Сарафанова требует огромное количество душевных сил! И пусть что-то произойдет, даже не важно что, хоть чудо, но чтобы Бусыгин (Александр Кащаев) и Нина (Анастасия Татаринова), которые просто созданы друг для друга, смогли быть вместе. Почему-то не было сомнений, что роль Сильвы достанется Дмитрию Соколову. После его Ореста в "Электре" (хотя сначала был поставлен "Старший сын", а потом - "Электра") в самом начале спектакля подумала, что роль балагура и весельчака Сильвы непременно его. Очень милым и непосредственным получился Васенька (Антон Бубнов). Мне увиделся школьник старшей школы со своими максималистическими понятиями и даже его школьная форма была по-советски коротковата, как это было в нашем советском детстве.
А еще большая благодарность Михаилу Бехтереву и поклон его режиссёрскому таланту за то, что его "Старший сын" получился таким светлым и добрым.
Ведь образы в пьесе Вампилова многогранны, и создателям спектакля нужно было проявить большое мастерство, поставив пьесу так, чтобы и Бусыгин, и Сильва, и Макарская (Людмила Моткина) при всех своих сложных и даже скверных качествах не оставили неприятного осадка, а напротив - чтобы было видно, что в каждом из них есть светлая, правильная сторона. И именно она в итоге раскроется, давая веру в то, что в каждом человеке есть хорошее. И вопрос его воли, выбора и лишь некоторой помощи обстоятельств, чтобы именно оно победило.
Очень рекомендую присмотреться к театральному туризму!) Я отчего-то только сейчас оценила, что театры в различных городах не менее достойны к помещению, чем музеи. Здесь вы с гораздо большей вероятностью найдете что-то классическое (да, в Москве с такими спектаклями напряжёнка)) или что-то душевное. Понятное дело, что сюжет пьесы Вампилова мне известен и ставят ее часто (у меня за последний год уже третий спектакль), но все равно постановка Смоленского драмтеатра получилась трогательной до слез. А афиша чем-то напоминающая полотно Рембрандта "Возвращение блудного сына", до конца спектакля тешила надеждой: а вдруг, и правда, встретились отец и сын и не было никакого обмана, а родных людей свела сама судьба...