Новое имя, вернувшееся в топонимику Петергофа
Если бы не фашистская оккупация в годы Великой Отечественной войны, Петергоф сегодня привлекал бы внимание не только великолепными дворцами и фонтанами, но и демонстрировал бы очарование приморского пригорода. Но война разрушила не только дворцово-парковые постройки. Весь Петергоф лежал в руинах, а потому те немногие особняки, что дошли до нашего времени, заслуживают особого внимания.
Владельцы дачных участков и стоящих на них особняков выезжали в Петергоф на лето не только на отдых. Они состояли на службе у императора. Сегодня их имена, может быть, и не знакомы широкому кругу, но все они внесли свой вклад в жизнь знаменитого петербургского пригорода. Надо отдать должное, память о них увековечена в топонимических названиях Петергофа: Лихардовская улица названа в честь начальника Петергофского дворцового управления при Николае 1; Эрлеровский бульвар – в честь архитектора и садовника, работавшего в парках Петергофа в 30-50-х годах 19 века; Эйхенская улица – в честь управляющего и военного коменданта, занимавшего этот пост в 1826-1843 годах; улица Рубенштейна – в честь музыканта, жившего в Петергофе на даче и очаровывающего дачников своей музыкой.
Недавно в город вернулось ещё одно имя. В Петергофе прямо напротив Верхнего сада появилось кафе «Трувель» и отель «Дом Трувеллера». Расположились они на территории бывшей обширной усадьбы Василия Ивановича Трувеллера (иначе – Трувель, 1808-1859). Он был талантливым инженером-гидравликом эпохи Николая 1 и занимался благоустройством Петергофа в 30-х годах 19 века. Сфера его деятельности была обширная. Он строил дома, шлюзы и другие гидротехнические сооружения для фонтанов; составлял карты местности; занимался разработкой территории лагеря военно-учебных заведений Петергофа и прокладкой новых улиц. Когда в 1834-35 годах Николай 1 начал выделять в Петергофе участки под дачное строительство к югу от императорской резиденции, майор Трувеллер за свои заслуги получил большой участок земли. Он протянулся прямо напротив ограды Верхнего сада, от дороги до Охотничьего болота, которое занимало обширную территорию к югу от императорских владений.
От болота император решил вскоре избавиться, когда задумал на оставшихся незастроенных землях, занятых преимущественно девственными лесами, разбить живописные парки. Эти работы в 1837 году были поручены Трувеллеру. За 2 года болото углубили, и на его месте появился живописный пруд с небольшими искусственными островами, созданными из вынутой из болота земли. Один из островов, что располагался напротив усадьбы майора, был отдан в его владение, вероятно в качестве награды за труды.
На другом острове в 1842 году Николай 1 решил построить павильон для отдыха, названный Царицыным (1842-1844, арх. А. И. Штакеншнейдер) и подаренный императрице Александре Фёдоровне. А когда княжна Ольга Николаевна вышла замуж за принца Вюртенбергского и уехала в Европу, отец решил на пруду возвести ещё один дачный павильон, где дочь могла бы отдыхать во время своих визитов на родину. И тут ему понадобился второй остров, который уже его же щедрой рукой был отдан Трувеллеру.
Узнав об этом, майор тут же великодушно решил вернуть свой остров императору безвозмездно, но царь подарка не принял и щедро заплатил майору за приобретённый остров. Возведённый на нём павильон (1846-1847, арх. А. И. Штакеншнейдер) был назван в честь Ольги Николаевны и дал название и острову, и пруду.
Создание усадьбы Трувеллера
Работа на императора не мешала Трувеллеру заниматься обустройством собственной усадьбы. Строить жилые дома на участке он начал сразу, как только получил земли в собственность. В 1834 году он женился и спешил устроить семейное гнездо для молодой семьи. Но в 1835 году жена умерла, оставив ему новорожденную дочь Надежду. В 1840 Трувеллер женился во второй раз. В браке родилось трое детей – сын Владимир и две дочери, Анна и Софья.
Для проживания семьи на территории усадьбы к 1836 году были построены два каменных дома. Первый из них в классическом стиле располагался на самом краю усадьбы у дороги, пролегающей за Верхним садом (на углу Санкт-Петербургского пр., д. 42 и Правленской ул.). Другой дом стоял в середине участка (Санкт-Петербургский пр.46). Это был двухэтажный особняк, построенный в модном неоготическом стиле. К нему была пристроена трехэтажная башня со смотровой площадкой. Рядом стоял деревянный флигель, соединённый с домом воротами, прорезанными стрельчатой аркой. В этом доме и проживала семья Трувеллера.
Остальную часть участка Трувеллер застроил деревянными флигелями, выстроенными в линию вдоль дороги. Они использовались как доходные дома. Первые этажи и подвалы сдавались под торговые лавки, а на остальных этажах размещались наёмные квартиры. Летом в них заселялись дачники. Они могли пользоваться усадебными банями и купальнями, устроенными на берегу пруда. Место было очень популярным. Но самым притягательным был тот факт, что все эти дома стояли вдоль ограды Верхнего императорского парка, расположенного за дорогой и отдыхающие любовались великолепным видом, открывающимся из дома.
История отеля «Самсон»
В 1839 году между двумя каменными домами усадьбы появился очень красивый дом с башенками, выстроенный в неоготическом стиле. Историки предполагают, что дом для создателя Ольгиного пруда построил сам Иосиф Шарлемань (1782-1861), который в те годы был главным архитектором Петергофа. Однако и этот дом хозяин усадьбы сдал внаём. Арендовавший его купец Ф.И. Шупп с высочайшего разрешения императора Николая 1 открыл в нём гостиницу. Это было очень своевременное решение, потому что популярность Петергофа росла год от года. Каждое лето в Нижнем парке устраивались грандиозные праздники, на которые съезжались петербуржцы. И гостиница, расположенная прямо напротив ворот Верхнего сада, стала необычайно популярна. Она получила громкое название «Самсон» и была такой же знаковой для Петергофа, как и главный петергофский фонтан, в честь которого она была названа.
В «Самсоне» проживала Матильда Кшесинская, приезжавшая в Петергоф по приглашению императорской семьи для выступления на праздниках. Полюбили гостиницу русские писатели. Здесь останавливались Пестель, Григорович, Тослстой, Шварц и др. Особой популярностью пользовался ресторан гостиницы. Его русскую кухню высоко оценили петербуржские гурманы. Наверное, потому друзья и завезли в «Самсон» Александра Дюма во время его пребывания в России. Воспоминания об этом писатель оставил в своих «Путевых заметках». Однако иностранный гость не разделил восторгов своих спутников. Особенно разочаровали писателя «русские щи».
Дальнейшая судьба усадьбы
Когда Анна Трувеллер (1842-1908) вышла замуж, главный семейный дом был передан её супругу, Петру Николаевичу Черемисинову (1838-1917) в качестве приданного. Молодые поселились в деревянном флигеле, а когда Василий Трувеллер скончался в 1870 году, Черемисиновы унаследовали усадьбу. Семейный дом с башней в 1896 году был передан под строительство городской телефонной станции с кабинками для горожан. Так что основанная Трувеллером семейная усадьба, занимающая целый квартал вдоль современного Санкт-Петербургского проспекта, практически с первых лет своего существования органично вошла в инфраструктуру города Петергофа и стала неотъемлемой частью жизни петергофского общества.
В годы советской власти деревянные постройки усадьбы исчезли. Гостиница «Самсон» была уничтожена пожаром в 1928 году. Сведений о других исчезнувших постройках найти не удалось. Возможно, они сгорели в огне того же пожара. Если им удалось выжить тогда, уничтожены они были во время оккупации Петергофа немцами в годы Великой Отечественной войны. Лишь симпатичный особняк с башней продолжал привлекать внимание на проезде или на выходе из Верхнего сада своим оригинальным фасадом, неизбежно вызывая вопрос у любопытных: «А это что за дом?» Когда я впервые озадачилась им, удалось выяснить, что это бывшая телефонная станция. Другой дом Трувеллера внимания не привлекал, и имя еговладельца имя в истории потерялось.
Участок между каменными домами бывшей усадьбы оставался незастроенным до 21 века. И вдруг на наших глазах напротив Верхнего сада вырос готический домик (2008). Вроде современный, но явно из николаевской эпохи. В нём открыли отель с прежним названием. Облик этого новодела максимально приближен к историческому образцу. Однако о Трувеллере вспомнили позже, когда рядом с отелем «Самсон» открылся мини отель «Дом Трувеллера», а на первом этаже ресторан «Трувель». И вот тогда для меня сложилась буквально «по кирпичикам» история этого протяжённого участка Санкт-Петербургского проспекта.
Будете гулять в Петергофе, не спешите уезжать, втискиваясь в первый подошедший к остановке автобус. Выйдя из Верхнего парка у Корпуса под гербом, пройдя вдоль ограды Верхнего сада, мимо готического особняка усадьбы Всеволожских (он останется справа), вы окажетесь у мраморного верстового столба. Такие столбы были поставлены по приказу Екатерины 2 на дорогах, ведущих в Петербург. Перейдя по пешеходному переходу на другую сторону Санкт-Петербургского проспекта, Вы вскоре окажетесь на территории усадьбы Трувеллера. Пройдите до следующей остановки и полюбуйтесь сохранившимися усадебными домиками. Ну а если из Нижнего парка вы вышли у Церковного корпуса Большого дворца, то, пройдя вдоль ограды Верхнего сада и перейдя по переходу, вы окажетесь прямо у «Дома Трувеллера». Приятной прогулки.
Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!
До новых встреч на канале!
Будет желание и возможность, теперь можно поддерживать авторов в Дзене с помощью донатов!