- Здесь можно матери..ся? - зло спросил муж. - Хочу побыть Хрущёвым!
Это он про выставку в новом музее "Зиларт".
Я долго выбирала, куда бы сходить на каникулах. Чтобы интересно, но без толп. Не в Третьяковке же давиться...
Вот и выбрала.
Музей впечатлил. Думаю, что побываю здесь не раз. Он даже внешне производит впечатление - этот стеклянный куб с медными прожилками! Говорят, эти медные пластины снаружи уже успели потемнеть, тогда как изнутри здания они сверкают с первоначальной яркостью необработанной красноватой меди. Атриум в пять этажей высотой, медная отделка - оказалось, однако, что медные двери в выставочные залы из-за металлической отделки жутко тяжёлые.
-Прямо сейфовые двери, - буркнул муж. - Боятся, что украдут их шедевры...
Кстати, предполагалось, что в «медном кубе» разместится представительство Эрмитажа в Москве.
В углу атриума стоит, сверкая чёрным лаком, стоит машина ЗИЛ - ведь музей построен на территории бывшего Автомобильного завода имени И. А. Лихачева.
Там, в "Зиларте" , была ещё выставка африканского искусства - и вот это был космос. Снос головы.
Она, выставка, кстати, идёт до 17 января. Желающие могут успеть.
А я сейчас о другом. Об экспозиции "Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве".
- Взял бы я бульдозер, - продолжает мечтать муж.
Давайте посмотрим вместе!
Выставка большей частью состоит из работ ленинградско-петербургских скульпторов. За тяжеленными медными дверями - не каждый ещё и откроет! - видишь гипсовую модель «Спортсмена», встречавшего гостей стадиона имени С.М.Кирова на Олимпиаде-80, выполненную соцреалистом Михаилом Аникушиным, а на её фоне - фигуру из обломков гранита под названием "Наполеон Бонапарт на грибной охоте" Дмитрия Каминкера.
Каминкер Дмитрий Давыдович (род. 1949 г) - российский скульптор, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии художеств. Заслуженный художник Санкт-Петербурга. Дмитрия Каминкера здесь много. Вот "Атлант, держащий свод туфли", или "Подкаблучник" из гофрокартона, бумаги и воска:
А вот "Полная луна над одиноким седоком". Как вы догадываетесь, человек сиди в деревенском нужнике.
А как вам "Воин у печки"?
Скульптуры, как вы видите, стоят прямо на полу. Это и есть "шаг с пьедестала" навстречу зрителю. Голая тётенька без рук, напоминающая шарик, на полу не стоит, а лежит. Об неё легко споткнуться.
Дмитрий Каминкер владеет не только умением склеивать гипсокартон. Он любит также произведения в дереве. Смотрите:
"Пенелопа и Телемах", из цикла "Античный миф в русской деревне", 1988:
Сзади античных мать и сына обнимает полосатый шарфик:
А это, дорогие читатели, "Портрет Ф. Дзержинского в испанском костюме":
На заднем плане вы можете видеть вышеупомянутого соцреалистического "Спортсмена".
Пожалуй, это самый удачный портрет Дзержинского, что я видела. Правда, Феликса называли "железным", а этот деревянный. Но не суть.
А это - работа Даниила Дмитриевича Каминкера (сын - тоже художник!):
А что? Прекрасная идея, как обустроить мусорный ящик у себя на дачном участке...
- Если бы я знал, что тут такое творится! - кипятился муж. Его очень раздосадовало "Небо" из гранитных букв, инкрустированных блестящими стразами:
Что сие означает? Что с неба на нас может свалиться что угодно? Что небо над нами - каменная твердь? Или, скорее всего, здесь противопоставление воздушно-лёгкого, зовущего ввысь, каменно-тяжёлому, давящему?
Были и живописные произведения. Вот "Диагональ" Леонида Борисова (1943, Ленинград - 2013, СПб):
Понятно: Малевич и сейчас живее всех живых. Он тоже вождь.
А вот произведение Михаила Рогинского "Позвони":
Или его же эпическое произведение с очень сложным названием, призванным растолковать недотёпам смысл происходящего на картине:
Михаил Рогинский родился в 1943 году в Москве, но в 1978 году эмигрировал во Францию. Умер в Париже в 2004 году. Может, это ностальгия по московским задворкам?
Художнику Семёну Натановичу Файбисовичу (род. 1949, Москва) в своё время досталось. Судите сами:
"Смешанная техника" - это вот о чём. Художник делал снимок, фотоаппаратом, на плёнку, после чего посредством проектора получал увеличенное изображение на холсте, который вешал на стену. Потом раскрашивал.
Приблизительно так делал Остап Бендер в фильме "12 стульев" - думаю, многие эту сцену вспомнят. Надо сказать, что Бендер, хоть и был первооткрывателем данного художественного метода, но результат получал похуже.
Впрочем, это как посмотреть.
Целую стену занимали работы Элия Белютина (1925, Москва - 2012, Москва) - советского и российского живописца-абстракциониста. Вот "Женщина":
Любопытно, что на изгибе белой руки..или запястье...сидит мышка. Очень по-женски. А вот...что вы можете себе представить, глядя на следующее художественное произведение? Однако что бы вы ни подумали и ни представили, всё будет не то. Потому что картина называется так: "Майя Плисецкая. Чёрный лебедь". Я имею в виду картину в центре:
Сильная работа, не правда ли?
- Она в гробу не перевернулась? -цедит сквозь зубы мой муж-балетоман.
Вот ещё одно имя. Константин Васильевич Худяков (1945, Саратовская область) - российский художник, работающий в жанре цифровой художественной техники, президент Творческого союза художников России, действительный член Российской Академии художеств. Работа "Явление Христа народу в 10 частях". Покажу самую благопристойную часть, а остальное, боюсь, Дзен не пропустит:
Произведение крупное - во всех смыслах: на всю стену. Длина 10,1 м.
Были также имена известные. Например, Эрик Булатов (1933, Свердловск - 2025, Париж) - советский и французский художник. Почётный член Российской Академии художеств (2008).
Тоже очень узнаваемая техника:
Или Илья Иосифович Кабаков (1933, Днепропетровск - 2023, Лонг-Айленд, Нью-Йорк) - советский и американский художник, скульптор, гравёр, фотограф, представитель московского концептуализма.
"Смешанная техника" в данном случае состоит в наклеивании поверх картины маслом обрывков цветной бумаги.
-Я разочаровался в Кабакове! - почти кричит муж. - И про Булатова мне больше ничего не говори!
Для справок: мой муж вообще-то исходил многие километры по выставочным залам почти всех лучших музеев мира, включая нью-йоркский Метрополитен и тамошний же Музей Гугенхайма. Подростком очень любил бродить залами Эрмитажа.
Видимо, там здорово испортил себе художественный вкус.
На выставке была масса очень концептуальных и исключительно прогрессивных инсталляций, которые светились разными цветами и переливались (подвижные инсталляции Аллы Урбан).
Но тут муж начал крыть всё это дело уже всерьёз, и я поспешила выставку покинуть.
Что я хочу сказать в заключение. Я, конечно, очень веселилась, когда бродила по выставке, а потом сочиняла эту публикацию. Но вы ведь можете посетить выставку и составить собственное мнение, правда?
Музей того точно стоит.