Найти в Дзене
Военный Осведомитель

Когда речь заходит об огромном опыте кубинских военных, накопленном к концу 1980х, и сделавшим тогдашнюю Кубу очень необычной страной и

Когда речь заходит об огромном опыте кубинских военных, накопленном к концу 1980х, и сделавшим тогдашнюю Кубу очень необычной страной и тогдашней Латинской Америки и мира в целом, то начать стоит с первых шагов. С первых зарубежных боевых миссий 1960-х. Когда молодая революционная власть с энтузиазмом "вступила в бой с колониализмом и империализмом". Первые шаги были полны решимости, но все же оставались лишь прологом. Тем не менее, без них нельзя осознать весь масштаб кубинского взлета 1960-80-х гг. Самой первой зарубежной военной миссией была операция в Алжире в 1963 г. Тогда, в ходе конфликта Алжира с Марокко Гавана согласилась оказать дружественной державе военную помощь (фото 1, кубинская военная миссия в Алжире). В октябре 1963 г была отправлена и успела прибыть на место кубинская боевая тактическая группа численностью 686 человек: 26 офицеров, 20 сержантов и 640 рядовых. Командовал группой знаменитый командир Эфигенио Амейхейрас Дельгадо, который одним из первых получил еще

В ответ на пост

Когда речь заходит об огромном опыте кубинских военных, накопленном к концу 1980х, и сделавшим тогдашнюю Кубу очень необычной страной и тогдашней Латинской Америки и мира в целом, то начать стоит с первых шагов. С первых зарубежных боевых миссий 1960-х. Когда молодая революционная власть с энтузиазмом "вступила в бой с колониализмом и империализмом".

Первые шаги были полны решимости, но все же оставались лишь прологом. Тем не менее, без них нельзя осознать весь масштаб кубинского взлета 1960-80-х гг.

Самой первой зарубежной военной миссией была операция в Алжире в 1963 г. Тогда, в ходе конфликта Алжира с Марокко Гавана согласилась оказать дружественной державе военную помощь (фото 1, кубинская военная миссия в Алжире). В октябре 1963 г была отправлена и успела прибыть на место кубинская боевая тактическая группа численностью 686 человек: 26 офицеров, 20 сержантов и 640 рядовых.

Командовал группой знаменитый командир Эфигенио Амейхейрас Дельгадо, который одним из первых получил еще во время повстанческой войны с силами Батисты высшее звание революционной армии — команданте. Вооружение боевой группы включало 22 танка Т-34, 18 122-мм полевых орудий, 18 120-мм миномётов, 18 14,5-мм зенитных пулемётов и батарею 57-мм безоткатных орудий.

Однако после прибытия в зону планируемых боевых действий и завершения подготовки к наступлению - внезапно случилось прекращение огня и столицы противоборствующих сторон согласились развести войска. Тем не менее, кубинцы получили первый опыт быстрых дальних перебросок и ознакомились с особенностями пустынных ТВД. Последнее окажет им большую услугу во время военных кампаний в Анголе и Эфиопии в следующие десятилетия.

Еще одна, воистину легендарная операция, была вскоре в Конго (фото 2). Та знаменитая конголезская экспедиция Че Гевары, которая случилась в 1965 г. В рамках которой Че Гевара возглавляя группу кубинских добровольцев вместе с отрядом местных повстанцев попробовал реализовать ремейк кубинской повстанческой войны уже на просторах Демократической Республики Конго.

Но в целом, случился полный провал. Бойцы из разных местных племен плохо взаимодействовали с друг другом. Еще одной проблемой стало частое дезертирство местного личного состава. Местное население тоже относилось по разному. При этом правительственные силы привлекли довольно квалифицированный контингент иностранных наемников. В этих условиях напартизанить что-то значимое силами нескольких десятков кубинцев было просто невозможно. И самые глубокие операции не проводились дальше 80 км от границы - учитывая географию страны это не сильно глубоко. Да и единства среди политических сил представлявших противников правящего режима тоже не было и впереди замаячил договорнячок. 24 апреля 1965 г миссия началась, а 20 ноября 1965 г завершилась.

Однако отрицательные опыт - это тоже опыт. Да и столкновение с квалифицированным противником в виде наемников заставило более тщательно отнестись к совершенствованию тактики и стратегии специальных операций. В том числе и для помощи разным движениям в Африке.

И уже третья военная миссия 1960-х была достаточно успешной. Кубинцы помогали повстанческому движению "Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде" (порт. Partido Africano da Independência da Guiné e Cabo Verde, PAIGC) начавшему в 1963 г свою вооруженную борьбу за независимость в тогдашней Португальской Гвинее. Помимо СССР (и ряда других стран) помогала им и Куба.

И помимо отправки военных врачей и разной гуманитарной помощи - Гавана отправляла и военных (фото 3). И не только инструкторов, но и военных для непосредственного участия в боевых действиях. Общий масштаб все еще не до конца рассекречен, но точно известно об отряде кубинцев, который воевал там в 1967-68 г. И уже против вполне себе европейской армии НАТО - португальской.

Ну а PAIGC в итоге победил, и в 1973 г Португальская Гвинея стала Гвинея-Бисау, с признанием ее независимости Португалией в 1974 г.

Кубинцы быстро набирались различного боевого опыта и становились все увереннее. Впереди были 1970-е...

Продолжение следует...

#Куба

Военный Осведомитель

-2
-3