Что остается, когда спета песня, съедена банка варенья? От Чеширского кота осталась одна улыбка, а после ухода архитектора Владимира ШКАРПЕТИНА остались красивые здания и город Обнинск, благодарный Владимиру Георгиевичу за его многолетний труд и талант.
Начало 2026 года было омрачено известием о том, что на 91 году жизни скончался заслуженный архитектор РФ Владимир Шкарпетин.
Ровно 15 лет назад, в январе 2011 года мне посчастливилось брать интервью у архитектора Владимира Шкарпетина. И, конечно, уже тогда он был легендой Обнинска. Вспомним не только дела, но и слова, сказанные Владимиром Георгиевичем 15 лет назад.
МУЗЫКА В КАМНЕ И ЦЕМЕНТЕ
После ухода Владимира Шкарпетина с нами остались его архитектурные проекты, воплощенные в жизнь: здание и интерьеры Дома ученых, микрорайоны и жилые дома, реконструированные ДК ФЭИ, бульвары по улице Мира, Жолио-Кюри, Победы и бульвара имени Г. К. Жукова. В Малоярославце — микрорайон Маклино. Именно благодаря Шкарпетину в 40-а микрорайоне появилась площадка с крепостью и каравеллой «Алые Паруса». Очень жаль, что нам не удалось сохранить это чудо.
Но в наследство горожанам архитектор оставил не только дома и кварталы, но и оформленное в слова видение о том, как должен развиваться город.
Владимир Шкарпетин родился 31 мая 1935 года. После окончания Алма-Атинского архитектурного техникума в 1955 году поехал на целину. Рабочий посёлок был построен буквально на пустом месте. Владимир Георгиевич получил творческую путёвку в Дом архитектора под Ленинградом. Там его эскизы увидел руководитель Ленинградского проектного института, который и предложил Шкарпетину сменить работу. Этот институт тогда работал на нескольких площадках, в том числе и в Калужской области. В 1973 году Шкарпетин переехал в Обнинск.
«АРХИТЕКТУРА ОТРАЖАЕТ ПСИХОЛОГИЮ, КУЛЬТУРУ И НАСТРОЕНИЕ СВОЕГО ВРЕМЕНИ!»
Владимир Шкарпетин заботился о городе, как о своем самом дорогом детище, ему посвящал мысли, время и талант. Архитектуру называют музыкой в камне. И ничего, что по нынешним временам, эта песня в монолите, блоках и кирпичах, но суть выражения от этого не меняется. В зданиях, планировке улиц и дорог проявляется характер города.
— Архитектура отражает психологию и настроение своего времени,» — говорил Владимир Шкарпетин.
В создании облика нашего города принимали участие много достойных людей, но вклад архитекторов в этом плане переоценить невозможно.
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
Свою профессиональную деятельность Владимир Георгиевич делил на 3 этапа.
С 1972 года по 1986-ой — он работал заместителем начальника 618-го отдела Ленинградского проектного института. Об этом времени архитектор вспоминает с теплотой и удовлетворением.
В тот период были запроектированы: ДК ФЭИ, Дом Ученых, дома на проспекте Маркса и ряд других объектов, которые сегодня без преувеличения считаются лицом Обнинска. А проект застройки микрорайона 40а даже получил государственную премию России. Конечно, сегодня мало кого поразят некоторые архитектурные находки, например, угловые вставки, но для того времени это был прорыв, и государство отметило удачную творческую работу.
Не менее интересным архитектор считал период с 1986 по 1990 годы. Именно на это время пришлась разработка проектов, связанных с реконструкцией, ремонтом и благоустройством объектов для ФЭИ.
— Было мало реализовано, но зато был приобретен опыт непосредственного участия в реализации своих разработок, — считал Владимир Георгиевич.
Но главное — «сколотился костяк» будущей творческой мастерской в которую вошли Ольга АШВАРИНА, Ольга ЛАПИНА (позже они возглавили городской отдел архитектуры) Галина БЕСПАЛОВА.
С 1990 года начался период интересных и нестандартных решений, индивидуальных проектов, новых подходов и к ведению бизнеса и к архитектуре. — Приходилось проектировать: на заброшенных фундаментах, арочные пространства в домах на Маркса а затем их же заполнять учреждениями торговли и обслуживания, создавать проекты индивидуальных коттеджей и было довольно много реализованных и не реализованных объектов.
КАКИМИ ВИДЕЛИСЬ НОВЫЕ МИКРОРАЙОНЫ ОБНИНСКА В 2011 ГОДУ?
В 2011 году в городком музее проходила выставке творческой мастерской Владимира Шкарпетина. На ней были представлены не только проекты прошлых лет, но и архитектура новых микрорайонов.
Посетители могли увидеть не только результаты работы, с которыми каждый житель Обнинска и так сталкивался ежедневно, на выставке были представлены проекты застройки 55 микрорайона, поле напротив Дома Ученых.
На тот момент строительство 55-го микрорайона на какое-то время затормозилось — кризис. Большинство строек шло за счет быстрых кредитов, которые после кризиса стали недоступными для многих строителей. Но к моменту выставки вопрос разрешился и начато строительство двух первых домов. Посетители выставки могли увидеть будущий Обнинск глазами архитектора Шкарпетина. Это сегодня для нас обычная проза жизни все эти многочисленные здания и микрорайоны Обнинска. А тогда все это было только чудесными картинками, в которые трудно было поверить.
Уже велись работы по строительству большого комплекса в районе Дома Ученых. Условно архитекторы делили эту застройку на две зоны: Солнечный город — ближе к «Эврике» и Зеленый остров. Позже строительство Зеленого острова столкнулось с многочисленными трудностями, но сейчас об этом мало кто помнит.
Предполагалось, что прямо рядом с кругом будет находиться здание Администрации, расположенное полукругом. Вторую часть архитектурной композиции должен был составить бизнес- центр. Некоторые изменения первоначальных планов строительства Обнинска несколько расстраивали архитектора, но самым большим разочарованием стала несбывшееся строительство в Малоярославце реабилитационного центра.
НЕСБЫВШАЯСЯ МЕЧТА МАЛОЯРОСЛАВЦА
Владимир Георгиевич во время интервью на выставке признался, что сожалеет о двух нереализованных зданиях, которые были спроектированы, но так и остались только на бумаге. Это очень изящный проект ресторана с гостиницей и реабилитационно-оздоровительный центр.
Жители Малого, так и не узнали, что Газпром, финансирующий строительство этого микрорайона, хотел построить для людей реабилитационный центр, в котором были предусмотрены и гостиница, и прием множества специалистов.
Что этому помешало? — Поведение тогдашнего главного врача районной больницы (требовалось его согласование проектной документации). Поведение главврача было малоадекватно: он считал, что Газпрому лучше было бы отдать деньги на ремонт и реконструкцию районной больницы. В результате, жители не получили ни отремонтированной больницы, ни нового комплекса. – Вот что остается после некоторых людей – разрушенные мечты и планы.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР ОБНИНСКА?
— Насколько важна должность главного архитектора для развития города? – поинтересовались мы у Владимира Шкарпетина 15 лет назад.
— Главный архитектор регулирует плотность застройки, их соответствие законодательным нормам. В Калужской губернии введены новые правила застройки для жилых зданий, параметры, отраженные в них выверены профессионалами и соответствуют потребностям жителей. Необходимо соблюдать количество парковочных мест, игровых и спортивных площадок. К сожалению, эти параметры не всегда выдерживаются. Получается, законы есть, но их легко обойти. В интересах застройщика — построить объект как можно дешевле, поэтому он настаивает на плотной застройке. Главный архитектор должен защищать интересы горожан и профессионально убеждать заказчиков и городских руководителей в необходимости соблюдения градостроительных законов.
— Получается, что главный архитектор — это очень конфликтная должность?
— Да нужно убеждать людей понимать, что лицо города оценивается масштабом застройки, его рекреационными зонам, зонами отдыха, бульварами, обустройством и чистотой. Посмотрите, что произошло с улицей Гагарина. Там был запроектирован бульвар, вместо него построили торговлю. Вместо зоны отдыха — сплошная парковка.
— Сложно доказать взрослым людям, что их интересы не должны быть выше интересов города...
— Главное надо понимать, не хлебом единым жив человек.
ОКАЗАТЬСЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ
— Владимир Георгиевич, что главное в Вашей профессии?
— Оказаться в нужном месте в нужное время.
— Вам это удалось?
— Да. Учитывая ту образовательную базу, которую я получил, я думаю смог сделать многое. Я начинал свое профессиональное образование в Алма-атинском строительном техникуме, архитектурное отделение. Потом закончил Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт, где защитил диплом по кафедре «Архитектура».
МЫ ВЫЙДЕМ НА ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ УРОВЕНЬ!
— Какие времена для вас оказались самыми трудными для работы?
Ответ архитектора в те годы звучал так: — Самые трудные времена — сейчас. Нельзя жить постоянно в режиме перестройки, нужна стабильность, а ее не происходит.
— Некоторые считают, что постоянное отсутствие стабильности — уже какая-то стабильность. Это как-то влияет на архитектуру?
— Это формирует сознание людей, которые заказывают проекты домов и зданий. Большинство стремится сделать подешевле и быстрее получить прибыль. Архитектура отражает психологию, культуру и настроение своего времени.
— Как на ваш взгляд, изменился ли и в какую сторону облик города за последнее время?
— Семь лет назад в городе была такая грязь, что глаза было стыдно поднять. Сейчас все изменилось, стали появляться цветы, газоны и если все пойдет в этом направлении, мы выйдем на цивилизованный уровень. Какой смысл что-то делать, если в это не верить?
15 лет Обнинск с переменным успехом выходил на цивилизованный уровень. Но наукоград показал, что не зря Владимир Шкарпетин в него верил: воплотились многие его мечты и планы. Будем достойны памяти нашего талантливого архитектора и продолжим его дело, создавая музыку в камне, блоках и монолитах.
Рената Белич