Найти в Дзене
Алексей Борисович

Армия времён СССР, стройбат. Москва, моя первая работа.

Прошло очень много лет после окончания службы. Уже какие-то детали позабыл, названия и даже некоторые фамилии стёрлись в памяти. Поэтому друзья не судите меня строго. Пишу, что помню, пишу что видел. Это не художественное произведение, это моя жизнь. Как было так и излагаю. Поддержите канал подпиской и я буду рад нашему с вами общению!
Здравствуйте друзья, продолжаем.
Москва, стройбат, на дворе

Прошло очень много лет после окончания службы. Уже какие-то детали позабыл, названия и даже некоторые фамилии стёрлись в памяти. Поэтому друзья не судите меня строго. Пишу, что помню, пишу что видел. Это не художественное произведение, это моя жизнь. Как было так и излагаю. Поддержите канал подпиской, я буду рад нашему с вами общению!

Фото автора. Июль 1990.
Фото автора. Июль 1990.

Здравствуйте друзья, продолжаем.

Москва, стройбат, на дворе начало августа 1990. Обещал про подъем в части. Вообще за два года службы он не всегда был одинаковый. Часть у нас не строевая, поэтому и дисциплина была не всегда. Как помню пословицу “Когда бог создавал дисциплину в армии, стройбат был на работе”. Отчасти это так и даже погода влияла на то например, пойдём ли мы на зарядку. Итак подъём. Так как в роте большинство солдат были духами, то вставали с кроватей практически все. Духи сразу. Продолжали спать только дедушки. Остальные могли потянуться, но тоже подъем, быть может чуть позже. И конечно у нас всё зависело от того, кто оставался на ночь ответственным. Если ночью был старшина, то вставали на подъёме все 100% личного состава. То-есть даже дембеля. Это правда. Старшину и боялись и уважали. Он никогда не жаловался на солдат, он всё решал сам. “Люлей” получить никто не хотел. За серьезный “залёт” мог любому устроить 100 дней до приказа. Помните, что это? Подстричь под ноль или на лысо, как вам угодно называйте. И я кстати такое видел… Старшина был для нас авторитет.

Командир роты был лейтенант. Молодой парень, жил в общаге, если я не ошибаюсь. После училища на память. Мы были духами и он тоже. Так его называли помню старшие прапорщики которые давно служат в части, все занимали должности старшины в других ротах. Всего их было четверо, по количеству рот.

Подъём, кто из духов сразу не проснулся, могли со второго яруса руками сбросить или ногами снизу. Как в фильмах, только жёстче. Потом утренний туалет и уборка своего кубрика. Отбивка кантика, помните? Чтобы всё ровно, как по уровню. Я в первое своё утро от всего этого обалдел. В карантине было как-то проще, что-ли и это было если без зарядки. В карантине зарядка обязательно, в Москве сразу смотришь в окно, если дождь то зарядки нет. Полюбому нет. Я удивился впервые такое увидев. Потом привык. А старшина бывало всех выгонял на улицу бегать. Пацаны с других рот ржали потом над нами. Ну да ладно мы были молодыми, он и стариков мог бегать заставить. Старшина если с похмелья, то бежать по любому приходилось. Не в настроении…

Завтрак. По еде было очень даже неплохо. Только я это тогда не знал. Думал везде так кормят, но судя по тому что сейчас пишут, да и по рассказам моих друзей или товарищей, кормили в те годы везде по разному. Столы на 10 человек. Один накладывал всем, ну наверняка вы все помните эти чугунные кастрюли. И постоянная нехватка белого хлеба. Деды белый хлеб как правило между собой делили. Ладно, про еду потом как-нибудь.

Утром перед работой построение всей части. Командир жизни учил. Залётчиков при всех любили обсуждать, наказывать… Прикол у нас был практически каждый день летом. Соседнее с нами здание, институт космических исследований. Женщины с утра в открытые окна любили на нас поглазеть. Они на работе, мы на службе. Бывало командир хочет ругнуться, всегда смотрел на окна. Если женщины были, то ругался тихо.

Итак работа. Нас 12 человек новеньких распределили кого куда, а меня на рембазу. Прямо за забором нашей части была эта база. Через плац прошёл и ты уже на работе. Я попал к двум парням на разборку техники. Уточню, часть наша была с уклоном на технику. Каменщиков например у нас не было, как и многих других профессий нужных при строительстве. Но были например крановщики, трактористы, бульдозеристы, водители, экскаваторщики, электрики безусловно были, пацаны из Казахстана работали на заводе ЖБИ, асфальтоукладчики, оператор компрессора…. То-есть понимаете, да? Так вот я по образованию техник механик, отделение было тракторостроение когда учился в техникуме машиностроительном. Нас было трое и мы разбирали бульдозер на площадке. Полностью разбирали. Вот там я и познакомился со всеми парнями из нашей роты. Одну такую встречу и расскажу. Сначало про сослуживцев. Все деды в роте были из Украины в основной массе. Были казахи, узбеки. Все они осенью на дембель уходили. Так вот иду я на работу, время после обеда было. Стоят два деда, курят. Меня увидели - зовут. Оба с моей роты. Подхожу. Первый вопрос

Ты русский?

Да.

А мы нет… мы украинцы.

Вот знаете, когда была пауза после слова нет, я на мгновение завис. Стоят передо мной два парня, таких же как и я и такое говорят. А когда я дослушал ответ, украинцы, я с облегчением выдохнул. Союз, жили мы дружно тогда. Потом один из них мне предлагал на его место работать. Водитель автогрейдера. Всегда хвалил свою работу, зимой будешь снег в Москве чистить, деньги всегда в кармане будут… Хороший такой парень, физически крепкий с очень необычной для меня фамилией Биба. Кстати, поначалу я был уверен, что это кличка, но оказалось фамилия. И плохого я про него не скажу, как и про других парней из соседней ныне страны. Тогда мы были вместе. А сейчас я просто вспоминаю то время и иногда думаю, где они сейчас? Ответа нет. Но обо всём по порядку.

По окончанию работ было построение, весь личный состав нашей роты строем возвращались в расположение роты. Шли через плац, на втором этаже казармы был штаб. Офицеры часто смотрели в окна на нас, всё выискивали нарушения или быть может просто пьяных. Да ребята, было и такое. Москва, магазины все рядом, солдату даже местные могли помочь купить то ,что в те годы продавали после 14 часов. Правильно, спиртное. Да и контроля жесткого не было никогда, за нами солдатами. Можно было спокойно в магазине встретить сослуживцев или офицеров части. А патруль так далеко не заходил, хоть и столица. Патруль как правило можно было встретить в районе вокзала, коих в Москве достаточно много. Про патрули как-нибудь в другой раз напишу.

А сейчас вспомнил сослуживца, с кем познакомился буквально в первый или второй день своей работы на рембазе. Толиб. Имя таджика с кем мне доведется служить всю свою службу. Сейчас мы с ним общались в строю после работы. Русский язык он знал плохо, но старался, было видно. Он мне сам рассказывал, что русского языка вообще не знал до призыва. А здесь как-то быстро стал его изучать. Вообще в армии всё быстро. Кто служил подтвердит наверняка мои слова. Так вот, жил он где-то в горах в деревне. Кишлак если мне память не изменяет, если ошибся уж извините. И как в анекдоте помните, спустился с гор за солью, его и призвали на службу. Призыв был из города Душанбе, столица Таджикистана. Я всегда удивлялся помню, почему в Союзе так принято, очень далеко перевозить призывников, когда все могли служить где-то недалеко от дома. Ну да ладно, сейчас это уже история. В Союзе было так принято. И мне кстати мой товарищ, родом из Душанбе рассказывал как они приехали в Москву и все пацаны были одеты в халаты и тюбетейки на голове, те самые национальные. Колоритно смотрелось. Я потом тоже такое видел, но всё по порядку…

Сейчас на этом всё. А продолжение будет позже, нужно с мыслями собраться, с дембеля весна 1992 прошло без малого 34 года. А пока вы можете поддержать канал своей ПОДПИСКОЙ и лайком. Для меня как стимул писать дальше. Спасибо всем читателям за внимание, всем здоровья и удачи!

Начало здесь:

Армия, стройбат | Алексей Борисович | Дзен