Софи, которая сегодня отмечает свой 61-й день рождения, присоединилась к уважаемому списку величественных женщин, удостоенных титула герцогини Эдинбургской. Но чему она может научиться у тех, кто был до неё?
Когда принц Эдуард был назван герцогом Эдинбургским в свой 59-й день рождения по указанию своего брата, короля Карла, королевская семья отметила, что он и его жена София, новая герцогиня Эдинбургская, пойдут по стопам принца Филиппа, который занимал герцогство до его смерти.
«Новый герцог и герцогиня Эдинбургские гордятся тем, что продолжают наследие принца Филиппа по созданию возможностей для молодых людей всех слоёв общества раскрыть свой полный потенциал», — говорится в официальном заявлении, опубликованном в марте 2023 года.
И хотя это, безусловно, верно для Софи, недавно названной четвёртой по трудолюбивости королевской особой, её титул также даёт ей место в почётном списке женщин, носящих титул герцогини Эдинбургской.
Когда мать двоих детей отмечает свой 61-й день рождения, давайте узнаем, какие женщины до нее носили титул герцогинь Эдинбургских и что могут рассказать нам их захватывающие истории?
Королева Елизавета II
Несомненно, главным вдохновением Софи в роли герцогини Эдинбургской стала королева Елизавета II, которая, как говорят, считала жену принца Эдварда своей любимой невесткой. Будучи молодой принцессой, Елизавета приняла этот титул после того, как её отец, король Георг VI, создал титул герцога Эдинбурга для её мужа, принца Филиппа, перед их свадьбой 20 ноября 1947 года. До восшествия на трон в 1957 году она носила титул Её Королевское Высочество Принцесса Елизавета, герцогиня Эдинбургская.
И хотя история запомнит Елизавету как королеву, единственную британскую монархиню, отпраздновавшую платиновый юбилей после семидесяти лет службы, но её пребывание герцогини Эдинбургской было по-настоящему ценным временем для Елизаветы II. В молодости, в возрасте 23 лет, она переехала на Мальту, чтобы жить в вилле Гуардамангия лорда Маунтбаттена в Валетте.
Свободная от давления королевского протокола и ещё не обременённая обязанностями короны, принцесса Елизавета, возможно, в последний раз могла проводить время с мужем, наслаждаться вечеринками и пикниками, а также воспитывать двоих детей вдали от общественности, способная, как она позже сказала, жить «нормально». Это были, как она однажды сказала, самые счастливые дни в её жизни.
Позже она стала самой фотографируемой в мире, но с 1947 по 1951 год была женой офицера, оставаясь на Мальте с принцем Филиппом, пока он строил свою карьеру в ВМС. Герцог Эдинбургский изначально служил на острове в звании первого лейтенанта на HMS Chequers, а затем возглавил HMS Magpie.
Были пикники и поло, но принцесса Елизавета максимально использовала свой престижный титул, находясь на Мальте, работая вместе с Ассоциацией семей солдат, моряков и лётчиков, находясь на Мальте, базируясь в Оберже-де-Кастилия.
Особенно трогательно было видеть принца Эдуарда и Софи, герцогиню Эдинбургскую, стоящих на балконе виллы Гуардамангия, когда они посетили остров в честь 60-й годовщины Дня независимости. Пара даже, казалось, воссоздала портрет Елизаветы и Филиппа — возможно, достойная дань женщине, которая, как говорили, приняла Софи как собственную дочь.
Принцесса Августа Саксен-Готская
Менее уютной является история самой первой герцогини Эдинбургской, принцессы Августы Саксен-Готской. Её мужем был Фредерик, принц Уэльский, старший сын короля Георга II и его супруги королевы Каролины. Хотя Фредерик должен был жениться на дочери короля Пруссии, холодные споры между королями о том, чьи потомки будут жениться на наследниках своих престолов, привели к тому, что принц Уэльский женился на 16-летней Августе 8 мая 1736 года.
Говорили, что, пока ее муж был жив, он воспользовался ее неопытностью, наняв свою любовницу, леди Арчибальд Гамильтон, в качестве ее первой камеристки. Фредерик также был вовлечен в ожесточенную вражду со своими родителями, часто используя принцессу Августу в качестве доверенного лица для ведения войны с родителями.
Говорят, он заставлял жену игнорировать свою мать королеву Каролину в часовне или подчиняя её волю своему влиянию более тонкими способами, принц Уэльский изолировал молодую принцессу не только от своих, но и от её родственников. Когда она начала рожать 31 июля 1737 года, Фредерик заставил её отправиться из дворца Хэмптон-Корт в Сент-Джеймский дворец прямо во время родов, чтобы избежать пристального взгляда королевы Каролины. Сент-Джеймский дворец не был готов к ее родам, поэтому Августе пришлось рожать ребёнка на скатерти.
«Бедняжка», — однажды сказала королева Каролина о своей невестке, — «если бы она плюнула мне в лицо, я бы только пожалела её за то, что она под таким глупым руководством, и стерла бы это.»
После смерти мужа в 1751 году король пожалел Августу как 32-летнюю вдову и мать восьми детей. Поскольку её сын Георг III был наследником престола, она была назначена потенциальным регентом и, как говорили, имела значительное влияние на будущего короля. Повторяя историю, она не одобряла его жену, которая впоследствии стала королевой Шарлоттой (известной по фильму «Бриджертон»). Сообщается, что Августа засыпала персонал Шарлотты шпионами и мешала ей устанавливать какие-либо социальные связи при дворе, применяя тайные правила этикета.
Однако снова Августа, по-видимому, снова оказалась под контролем человека — на этот раз лорда Бьюта, назначенного премьер-министром в 1762 году. Это решение, принятое под влиянием Августы, вызвало лесной пожар возмущения, распространившийся по Лондону. Август стала жертвой «тайного влияния, могущественнее самого трона». Первая герцогиня Эдинбургская умерла в возрасте 52 лет.
Великая княгиня Мария Александровна из России
Титул герцогини Эдинбургской вызвал большой спор в международных отношениях для её второй носительницы. Великая княгиня Мария Александровна из России, дочь Александра II и Марии Гессенской и Рейнской, вышла замуж за сына королевы Виктории, принца Альфреда, в Зимнем дворце в начале 1874 года. Когда королева Виктория встретила свою новую невестку, она описала её в дневнике одновременно как «очень приятную, естественную, невозмутимую и вежливую», несмотря на то, что «она была некрасивой или грациозной и плохо себя вела».
Это несколько холодное отношение, хотя Виктория и хвалила Марию, было взаимно. Русская царская семья считала, что «герцогиня Эдинбургская» бледнеет по сравнению с «великой княгиней», и желала, чтобы Мария носила последний титул в качестве основного.
Император Александр также требовал, чтобы её называли «Императорское Высочество», а не «Королевское Высочество», как это принято для британских королевских особ. В ответ на эти предполагаемые пренебрежения Мария часто демонстрировала роскошную коллекцию украшений, которую она перевозила по всей Британии, и которая, как говорят, затмевала предметы, хранящиеся в сокровищницах королевской семьи.
Мериэль Бьюкенен, дочь последнего британского посла в Российской империи, вспоминала одну особенно неловкую встречу:
«Королева сравнила тиару герцогини [Эдинбургской] с тиарами ее собственных дочерей, пожимая плечами, словно птица с взъерошенным оперением, с опущенными уголками рта — выражение, которого те, кто её знал, научились бояться.»
Однажды в Балморале русская герцогиня Эдинбургская разожгла огонь, чтобы согреть свою неотапливаемую спальню от зимнего холода. Королева Виктория узнала об этом и приказала вылить ведро воды в огонь и открыть все окна.
После этого Мария в одном письме отцу описала королеву Викторию как «глупую упрямую старуху».
К счастью, у Софи, герцогини Эдинбургской сложились более тёплые отношения с Фирмой, чем у ее предшественниц, пожалуй, ее не любила только принцесса Диана.
Понравилась статья? Поблагодарите автора лайком!
Чтобы не пропустить новости о королевской семье, подпишитесь на мой канал в Дзене. На сайт TheCrowns.ru выходит еще больше статей, а в Телеграм и Мах - больше коротких постов и видео