Найти в Дзене
АиФ–Тюмень

«Мы – элита». Почему студент юрфака зверски расправился с родителями-профессорами

Двойное убийство в «профессорском доме» поначалу казалось делом рук рецидивиста, но правда оказалась гораздо страшнее. В 1982 году Волгоград жил обычной жизнью: жаркое лето, по телевизору шли популярные телепередачи. Тишину одного из вечеров прервал звонок на пульт «02». 18-летний студент юридического факультета Виталий Черилов, вернувшись из булочной с двумя батонами, обнаружил в квартире тела своих родителей. Жертвами стали уважаемые люди: глава семьи - доктор медицинских наук, профессор, и его супруга - кандидат наук, известный врач. - Только у женщины было 38 ножевых ранений, - вспоминает Виктор Быков, занимавший тогда должность начальника отдела по раскрытию умышленных убийств УВД Волгоградского облисполкома. Удивительно, но при всей жестокости расправы ценности в доме остались нетронутыми. Дорогая техника, деньги, антиквариат - ничего не исчезло. Лишь младший сын заметил пропажу ключей от гаража, где стояла гордость семьи новенькая «семерка» ВАЗ-2107, стоившая в те годы басносло
Оглавление

Двойное убийство в «профессорском доме» поначалу казалось делом рук рецидивиста, но правда оказалась гораздо страшнее.

Под звуки «Вокруг смеха»

В 1982 году Волгоград жил обычной жизнью: жаркое лето, по телевизору шли популярные телепередачи. Тишину одного из вечеров прервал звонок на пульт «02». 18-летний студент юридического факультета Виталий Черилов, вернувшись из булочной с двумя батонами, обнаружил в квартире тела своих родителей. Жертвами стали уважаемые люди: глава семьи - доктор медицинских наук, профессор, и его супруга - кандидат наук, известный врач.

- Только у женщины было 38 ножевых ранений, - вспоминает Виктор Быков, занимавший тогда должность начальника отдела по раскрытию умышленных убийств УВД Волгоградского облисполкома.

Удивительно, но при всей жестокости расправы ценности в доме остались нетронутыми. Дорогая техника, деньги, антиквариат - ничего не исчезло. Лишь младший сын заметил пропажу ключей от гаража, где стояла гордость семьи новенькая «семерка» ВАЗ-2107, стоившая в те годы баснословные 9000 рублей.

Засада у гаража

Следствие логично предположило: преступник шел за машиной. Около гаража выставили засаду. Ночью к боксу подошел мужчина, открыл его «родным» ключом и был тут же задержан. Им оказался Олег Графулин, вор-рецидивист по прозвищу «Граф», всего несколько месяцев назад вышедший на свободу.

Казалось бы, дело закрыто. Но Граф клялся: «Не убивал!» Рассказывал, что ключи нашел случайно у ворот, а в гараж залез по старой привычке. Виктор Быков не спешил верить уголовнику, но и в его виновности сомневался. Опытный рецидивист не пошел бы «на дело» вечером, когда все соседи дома и смотрят телевизор.

- Шум борьбы слышали многие, - вспоминал сосед семьи Павел Коновалов. - Я из-за них даже звук телевизора прибавлял, там шла передача «Вокруг смеха».

Следователь задался вопросом: стал бы матерый вор так рисковать? И почему алиби сына, подтвержденное продавщицей булочной, казалось слишком «гладким»?

Роковая улика

Виталия Черилова вызвали на повторный допрос. Пока начальник убойного отдела вел беседу, его коллега внимательно наблюдал за реакцией студента. И вдруг заметил крошечную деталь, решившую исход дела. В ушной раковине парня виднелось грязно-бурое пятно.

Экспертиза показала: это была кровь его матери. Под тяжестью улик отличник юрфака сломался. Сначала он пытался свалить вину на отца, утверждая, что тот убил мать, а он лишь защищался. Но вопрос следователя: «Почему в ухе кровь матери, а не отца?» — поставил точку в этой лжи.

То, что выяснилось на допросах, показало, что семья была совсем не такой, как думали окружающие. Профессор воспитывал сыновей с садистской строгостью.

- Провинившегося сына он ставил на стул, а другой должен был ходить вокруг и плевать на него, - вспоминал сосед Коновалов. - Это было планомерное унижение личности.

В доме царила система доносительства: брат на брата, дети на мать. Глава семейства внушал сыновьям, что они - элита, а все остальные -«низшая каста» и «голодранцы».

В тот роковой вечер Виталий собрался на свидание к сокурснице. Отец, узнав, что избранница сына - дочь сварщика и уборщицы, пришел в ярость. Оскорбления в адрес любимой девушки стали последней каплей. Юноша схватил нож. Сначала он расправился с отцом, а затем - с матерью, которая всегда безоговорочно поддерживала тиранию мужа.

Как отмечал тогдашний следователь прокуратуры, годы тайного домашнего насилия сформировали в юноше ответную жестокость. Состояние аффекта не подтвердилось - ударов было слишком много, а попытка инсценировки ограбления с подброшенными к гаражу ключами была слишком расчетливой.

Виталий Черилов был приговорен к 15 годам лишения свободы. По информации из открытых источников, он освободился в середине 90-х, завел семью и постарался навсегда забыть о том, какую цену заплатил за право на обычную жизнь.