Найти в Дзене
"На лыжи!"

Алексей Ефимов: «Юниорская сборная – классно, но это лишь этап на большом пути»

— Алексей, ты совсем молодой человек. Почему выбрал именно тренерскую работу? — Я сам профессионально занимался лыжами. Сначала в школе с первого по девятый класс, потом в колледже четыре года, потом в институте тоже четыре года. Армия. Как-то пошло-поехало. Я до 24 лет сам бегал, а потом как-то плавно в тренеры перешёл. Когда сестра Вика пошла в первый класс, я как раз тренером и стал. Она со мной всю жизнь тренируется. — Есть профессии и более денежные, и более спокойные. Не надо так часто от семьи быть оторванным. Тренер же как спортсмен – собрался на сборы и нет тебя. — На данный момент, когда у нас уже двое детей, хочется больше дома находиться. Что-то придумывать в этом плане. Может, больше домашних сборов делать. Но работа тренером мне нравится – я нисколько не пожалел, что сделал такой выбор. — А выбор был? — Конечно. Когда ещё был действующим спортсменом, предлагали и в армию устроиться, и в МЧС – на гораздо более высокую зарплату, да и выслуга шла бы быстрее. Но спустя годы я

Лучшим тренером Кемеровской области – Кузбасса в 2025 году в конкурсе «На лыжи!» стал Алексей Ефимов из Прокопьевска. Амбассадор и трёхкратная абсолютная чемпионка проекта Виктория Ефимова – родная сестра Алексея. В интервью он рассказал о значимости работы проекта в сибирском регионе, о помощи спонсоров Эн+ и РУСАЛ, о том, как молодые люди приходят в тренерство и о многом другом.

Алексей Ефимов. Фото: проект «На лыжи!»
Алексей Ефимов. Фото: проект «На лыжи!»

— Алексей, ты совсем молодой человек. Почему выбрал именно тренерскую работу?

— Я сам профессионально занимался лыжами. Сначала в школе с первого по девятый класс, потом в колледже четыре года, потом в институте тоже четыре года. Армия. Как-то пошло-поехало. Я до 24 лет сам бегал, а потом как-то плавно в тренеры перешёл. Когда сестра Вика пошла в первый класс, я как раз тренером и стал. Она со мной всю жизнь тренируется.

Виктория и Алексей Ефимовы. Фото из личного архива
Виктория и Алексей Ефимовы. Фото из личного архива

— Есть профессии и более денежные, и более спокойные. Не надо так часто от семьи быть оторванным. Тренер же как спортсмен – собрался на сборы и нет тебя.

— На данный момент, когда у нас уже двое детей, хочется больше дома находиться. Что-то придумывать в этом плане. Может, больше домашних сборов делать. Но работа тренером мне нравится – я нисколько не пожалел, что сделал такой выбор.

— А выбор был?

— Конечно. Когда ещё был действующим спортсменом, предлагали и в армию устроиться, и в МЧС – на гораздо более высокую зарплату, да и выслуга шла бы быстрее. Но спустя годы я вижу, что правильно сделал. В других направлениях всё гораздо сложнее. А тут я хозяин своему времени. Сам планирую подготовку. Захотели – пошли в поход с ребятами, захотели – что-то другое придумали. Тренировку перенесли и т.д.

— Ты уже больше 10 лет работаешь тренером. Что за эти годы было самым сложным? Настолько, что просто руки опускались?

— Самое сложное – это вечная борьба за лыжную трассу. Люди у нас не понимают, что это именно лыжная трасса, которая сделана и накатана для спортсменов. Бывает, на тренировках ребята идут в подъём, а навстречу им народ на санках катится. Либо по укатанной трассе на машинах ездят. Просто потому, что им интересно. Вот тут да, руки опускаются. Ты тратишь своё время, накатываешь на снегоходе так, чтобы была достойная трасса у спортсменов, а кому-то просто интересно приехать на внедорожнике и всё испортить напрочь. Думаю, это для всех регионов актуально.

В остальном – такая же работа, как и другие. Сложности, конечно, бывают, но все они преодолимы. Просто нужно сесть и разобраться, найти пути решения.

— Начало твоей работы тренером почти совпало с началом деятельности проекта «На лыжи!» Что этот проект дал Кузбассу?

Финал проекта «На лыжи!» в Красноярске.
Финал проекта «На лыжи!» в Красноярске.

— Благодаря проекту случился очень сильный скачок роста результатов и повышение интереса к лыжным гонкам. В Кемеровской области в то же время воплотилась в жизнь идея о проведении многоэтапного Кубка Кузбасса. Соревнования в разных городах, спортсмены как раз приучались выступать не только дома. И вот на такой волне появился «На лыжи!» Ребята как раз разогнались, бились со своими сверстниками из других городов, а тут появилась возможность выступать против лучших из других регионов. Я в то время работал с Полиной Барышниковой, которая в регионе постоянно в призах была. А тут приехали в Братск и пробежали по пятым-шестым местам.

Это те соревнования, которые позволяют объективно оценить уровень мастерства и увидеть, к чему стремиться. Тут же все сильнейшие спортсмены Сибири в детском возрасте и среди младших юношей. Других подобных соревнований нет. Да, есть первенства федеральных округов, но до них ещё дорасти нужно. А первенство «На лыжи!» - это и есть первенство федерального округа, только среди более младшего возраста, а с учётом открытого статуса его уровень ещё выше. Это очень круто. Хочу выразить огромную благодарность Эн+ и РУСАЛ, что поддержали и воплотили в жизнь реализацию проекта такого масштаба и продолжают вкладывать средства в развитие лыжных гонок. Посмотрите, выпускники проекта уже в сборной России бегают!

Ну и с материальной точки зрения колоссальная поддержка. Таких призов больше нигде нет. Для ребят огромный стимул лучше тренироваться и выступать, чтобы своим трудом заработать себе отличный инвентарь. Лыжные гонки – дорогой вид спорта, не каждый может позволить себе приобрести такое. Тренерский конкурс – отличная поддержка для специалистов, которые работают с детьми.

Награждение по итогам отборочного этапа Первенства «На лыжи!». Фото: «На лыжи!»
Награждение по итогам отборочного этапа Первенства «На лыжи!». Фото: «На лыжи!»

— При этом лыжные гонки в Кузбассе убирают из базовых видов спорта. Это сильно отразится на работе?

— Если честно, я не думаю, что это повлияет на количество желающих заниматься. Люди ведь просто приходят в лыжные гонки, их совершенно не волнует, базовый это вид спорта или нет. Но я не понимаю, как в Сибири, где зима длится шесть месяцев, где на лыжах можно стоять с октября по апрель, можно исключить лыжные гонки из списка базовых.

Лыжные гонки даже в ЛФК назначают! К тому же, лыжи являются основой для других видов – прыжков, двоеборья, биатлона.

На работе это не сильно отразится. Разве что финансирование ещё урезано будет. Так у нас и без того всё уже урезано. На сборы выезжает только сборная Кузбасса и только те, кто постоянно занимает призовые места. Только им обеспечивается финансирование. Такого как раньше, когда я бегал, попал в региональную команду и сборы оплачиваются, уже давно нет. Региональная сборная – это список на бумаге. Нужно на чемпионате области попасть в призы, и ты гарантированно в команде.

— Разве сборная Кузбасса находится на централизованной подготовке?

— Нет, все спортсмены работают со своими тренерами в своих группах. Просто едет группа на сбор, например, и финансирование спортсмена-призёра из сборной Кузбасса компенсируют. А остальные должны выкручиваться как угодно. Подготовка до определённого уровня идёт за счёт родителей. Да и раньше так было. Просто бюджет был больше и на сборы за счёт региона можно было вывезти большее количество спортсменов.

Когда я в Прокопьевске начал работать тренером, пару раз в сезон выделяли финансирование на сбор на всю группу. К примеру, по 80 тысяч рублей. А сбор в том же Алтае обходился в 15 тысяч рублей на человека. Я делил все деньги на группу, родители добавляли, и мы все ехали. Помощь была. А сейчас такого нет, деньги не выделяют уже давно. Финансируют только представителей сборной региона, у кого есть потенциал и кто целенаправленно готовится на первенство России.

— А если у родителей нет возможности помочь своему ребёнку?

— Это обычное дело. На самом деле, это огромная проблема – не отсутствие средств у родителей, а отсутствие централизованного финансирования для выезда на сборы. Есть очень много способных ребят, которые предрасположены именно к лыжным гонкам. Допустим, пришёл набор из 50 детей. Из них у 10 видна предрасположенность, у них есть потенциал, чтобы развиваться и выйти на довольно высокий уровень, а остальные будут бегать только для себя, для здоровья. И как правило именно у тех 10 нет возможности ездить по сборам. В итоге ты везёшь тех, кто имеет возможность, а более способные сначала дома сидят, а потом и вообще заканчивают. Очень хотелось бы, чтобы у каждого города была своя сборная. Ну или просто возможность, чтобы 10 лучших спортсменов города отправлять на сборы за счёт бюджета.

— В Прокопьевске какие условия для тренировок?

— Это сложный для меня вопрос. Я бы не хотел рассказывать все подробности, но если вкратце, сейчас практически нет условий. Всё стало гораздо хуже, чем было три-четыре года назад. Не просто так Вика почти не приезжает в Прокопьевск, а тренируется в других местах.

— Каково это – тренировать родную сестру?

— Сейчас на основе своего опыта могу сказать, что сестру тренировать гораздо проще, чем ребёнка. У меня старшая дочка во втором классе, так она найдёт причины что-то не доделать – устала, ножка болит и прочее. И ты понимаешь, что так нельзя, но относишься к своему ребёнку мягко. А к сестре… Вика не даёт поводов вообще. Она очень трудолюбивая. Возможно, в этом дело. Ну и дочке всего 8 лет.

— Так Вику ты начал тренировать с того же возраста.

— Да, но мне тогда сравнивать не с кем было. Я набрал большую группу маленьких детей. С ними и начал заниматься, шнурки им завязывал, эстафеты бегал. Мы вместе росли – они как спортсмены, я как тренер. Собирали кучу стартов по своему возрасту. В первый год у моей группы было 27 стартов за зиму! Не просто каждую неделю, а бывало и по три в неделю. Сейчас у моей дочери в том же возрасте стартов гораздо меньше. Да и занимающихся меньше. Может, я немного предвзят, поскольку сравниваю нынешних с прежними спортсменами, но как есть.

Виктория и Алексей Ефимовы. Фото из личного архива
Виктория и Алексей Ефимовы. Фото из личного архива

— Когда ты понял, что из Вики может получиться спортсменка высокого уровня, что с ней можно идти дальше?

— Да она с детства от других отличалась – резкая, мотористая, выносливая. И всегда очень сильно финишировала. Таких детей очень мало, и для тренера большая удача найти ребёнка, который на это способен. Обычно же как раз наоборот, дети сильно начинают, а на финиш сил не остаётся. А она концовку просто вырывала. Бежала, например, на третьем месте, уступала, а на финише секунд 15 привезла всем.

— Вы до определённого уровня дошли. Второй сезон тренируетесь вместе с юниорской сборной. Насколько следующий шаг сделать сложнее, чем дойти до этого уровня?

— Действительно, Вика второй сезон работает с девочками из юниорской команды. Прошлый сезон был просто тяжелейшим – резко вырос объём, нагрузки совсем другие. Текущий сезон, можно сказать, повторение предыдущего, но переносит она всё сейчас значительно легче. Вопрос даже не в том, чтобы сделать следующий шаг и быть постоянно в тройке по своему возрасту, а набрать форму именно тогда, когда это нужно. Пока не получалось в силу разных причин – то болезни, то травмы. В Вершине Тёи на сборе возникли проблемы с рукой. Делали МРТ – чего-то страшного не нашли, но её это ограничивало. По гонкам на Всероссийских стартах в Тюмени поняли, что есть острая нехватка в хороших лыжах. Но всё решаемо. Главное обойтись без болезней, набрать форму и достойно завершить зимний сезон. Надеюсь, с очень хорошими результатами.

— Не было ли ошибкой работать с юниорской сборной? Мне кажется, когда она тренировалась отдельно, то выглядела свежее.

— По своим планам и графикам всегда лучше, ведь подготовка выстроена под конкретного спортсмена. Никто не будет в юниорской команде работать конкретно на Вику. Мало того, что там есть свои лидеры, так это ещё и у девочки, у них свои циклы. По идее, нужно под это выстраивать весь тренировочный процесс. В юниорской сборной этого нет, но зато там есть лучшие лыжницы страны по своему возрасту. Сильнейшая конкуренция. Да и мы такие тренировки дома просто не сделаем. Рука-нога заболит, состояние не то – и личный тренер уже снизит нагрузки, будет беречь своего спортсмена. Тут же ответственность за своё здоровье выше, никто тебя ждать не будет. Работа намного плодотворнее получается.

Да и соперницы мотивируют своим отношением к тренировкам. Мы же видим, как другие девочки пашут. Когда мы в прошлом сезоне первый раз приехали на сбор в Малиновку, одной из первых тренировок была имитация на 20 км. Я бежал просто кросс рядом с Викой, а она прыгала. Мы закончили первый круг, начали второй, и тут нас Алина Пеклецова обогнала. То есть Вика пробежала 6 км, а Алина за то же время 11! Разве это не стимул тренироваться лучше и больше?

Виктория и Алексей Ефимовы. Фото из личного архива
Виктория и Алексей Ефимовы. Фото из личного архива

— Ну да, а ещё и мысли о том, что я тут делаю рядом с ней?

— И такие мысли тоже были. Сравнение с Алиной мало кто выдержит, она очень одарена функционально. Но какой смысл себя закапывать раньше времени? У Вики тоже много плюсов. Очень сильный плечевой пояс, мощно толкается руками, все старты в спринтах на поляне постоянно выигрывает и финишировать может хорошо. Основная проблема у нас сейчас в скольжении – вроде бы и пар достаточно много, но таких лыж, как у девочек-лидеров, у нас нет.

— За чей счёт Вика тренируется вместе с юниорской сборной?

— За счёт региона. Централизованное финансирование оставили на тех, кто находится в расширенном списке кандидатов в сборную России. У нас таких трое – Виктория Ефимова, Иван Анисимов и Ксения Свиридова. Хотя на конец 2025 года мы уже исчерпали финансирование, выделенное на весь сезон. Далее отец будет вкладываться. Да родители всегда в нас вкладывались – по необходимости оплачивали сборы, инвентарь. А сейчас уже не то что поздно, но странно отступать, когда мы уже на такой уровень пробились.

— Какова ваша глобальная цель? Попасть в основной состав юниорской или молодёжной команды? Успешно выступить на Кубке России?

— С того момента, как я начал её тренировать, цель у нас всегда была одна. Это даже не попадание в основной состав национальной команды. Это выступление на международных стартах – Кубке мира, чемпионате мира, Олимпийских играх. Да Вика с детства только одно говорила – я хочу стать олимпийской чемпионкой. К этому и нужно идти. Да, сейчас мы тренируемся с юниорской командой, это классно и здорово, но это лишь очередной этап на большом пути.

Проект «На лыжи!»/Андрей Шитихин