Найти в Дзене
Известия

Армия нового поколения: зачем Минобороны открывает 15 военных вузов

Министерство обороны России в 2025 году занялось трансформацией системы подготовки военных кадров. До 2034-го в стране должны заработать 15 новых вузов и училищ, узнали «Известия». Речь идет как о возрождении старейших учебных заведений страны, так и о создании абсолютно новых направлений военного образования. Приоритетом на 2025 год стало укрепление инженерного корпуса и подготовка специалистов для войск беспилотных систем. В учебные аудитории вместе с выпускниками школ пришли герои спецоперации. Этот шаг призван не только восполнить дефицит кадров, но и адаптировать армию к вызовам вооруженных конфликтов нового поколения, подчеркнули эксперты. В 2025 году стали появляться первые результаты масштабной программы трансформации системы подготовки военных кадров, запущенной Министерством обороны. 30 августа в Саратове торжественно открыли высшее военное инженерное училище. Его основная задача — подготовка инженеров-офицеров, способных решать актуальные задачи в области радиационной, химич
Оглавление
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Министерство обороны России в 2025 году занялось трансформацией системы подготовки военных кадров. До 2034-го в стране должны заработать 15 новых вузов и училищ, узнали «Известия». Речь идет как о возрождении старейших учебных заведений страны, так и о создании абсолютно новых направлений военного образования. Приоритетом на 2025 год стало укрепление инженерного корпуса и подготовка специалистов для войск беспилотных систем. В учебные аудитории вместе с выпускниками школ пришли герои спецоперации. Этот шаг призван не только восполнить дефицит кадров, но и адаптировать армию к вызовам вооруженных конфликтов нового поколения, подчеркнули эксперты.

Расширение сети военных вузов

В 2025 году стали появляться первые результаты масштабной программы трансформации системы подготовки военных кадров, запущенной Министерством обороны. 30 августа в Саратове торжественно открыли высшее военное инженерное училище. Его основная задача — подготовка инженеров-офицеров, способных решать актуальные задачи в области радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Программа выстроена с учетом реальных угроз и уроков специальной военной операции.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Помимо учебной деятельности вуз будет вести научно-исследовательскую работу в интересах обороны страны. Одновременно в училище смогут обучаться до 600 курсантов. После пятилетнего цикла выпускникам присвоят звание лейтенанта и квалификацию инженера.

Параллельно в Нижегородской области, в городе Кстово, возобновило работу одно из старейших учебных заведений страны — Высшее военно-инженерное командное училище. После 15-летнего перерыва вуз принял первых 150 человек.

В 2026 году планируется запуск еще трех вузов — Челябинского танкового, Ульяновского авиационного и Новочеркасского училища связи.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Павлов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Павлов

Эксперты отмечают, что многие из этих заведений ранее существовали, но были закрыты в ходе прошлых реформ. Теперь же армия испытывает острую потребность в офицерах нижнего и среднего звена для новых соединений и военных округов.

— Опыт СВО показал, что современные конфликты требуют не только классических знаний, но и умения работать в условиях массового применения высокоточного оружия и средств защиты, — пояснил «Известиям» военный эксперт Виктор Литовкин.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Конечно, возникает проблема набора научно-педагогических кадров сразу в 15 вузов, пусть и на протяжении десяти лет, отметил в беседе с «Известиями» экс-заместитель одного из военных вузов по учебной работе. Но пути ее решения понятны.

— Будут привлекать специалистов, имеющих опыт СВО, — считает он. — Их будут брать в адъюнктуру для подготовки научно-педагогических кадров. Согласно социальной политике государства, туда в первую очередь будут привлекать офицеров, получивших ранения. Они в перспективе будут занимать должности профессорско-преподавательского состава. Также будут привлекать специалистов из военно-учебных центров, которые есть при федеральных университетах России.

География новых вузов охватит всю страну: от Подмосковья до Хабаровска, где в 2034 году появится филиал Военно-медицинской академии.

Специалисты для войск беспилотных систем

Особое место в новой стратегии занимает подготовка специалистов для новых войск беспилотных систем. В Минобороны в этом году обсуждали создание первого специализированного высшего военного училища этого рода войск. Оно должно начать работу в 2027 году в Московской области, сообщили источники «Известий».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Войскам беспилотных систем требуются не только операторы БПЛА, но и системные командиры и инженеры. Например, офицеры-планировщики, способные разрабатывать операции, где «рои» дронов играют ключевую роль, рассказал военный эксперт Алексей Леонков. Ожидается, что в вузе будет разделение по специализациям: авиационные, наземные и морские беспилотные комплексы.

До этого специализированных военных вузов по направлению беспилотных систем в России не было. И пока профильное училище готовится к открытию, подготовка командиров БПЛА идет на базе существующих училищ. В частности, в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина функционирует факультет беспилотной авиации. А в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище реализуется учебная программа «Применение подразделений с беспилотными летательными аппаратами».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В 2025 году в Московском высшем общевойсковом командном училище (МосВОКУ) также начал работу первый факультет беспилотной авиации. Конкурс на новую специальность составил около пяти человек на место. Значительную часть первого набора составили участники СВО. В одной из рот из 80 курсантов более половины уже имеют боевой опыт, причем многие из них — бывшие штурмовики и связисты, осознанно выбравшие эту специальность.

— За БПЛА будущее. По своему опыту могу сказать: без дрона сейчас боевые действия немыслимы, — рассказал «Известиям» курсант Иван Чаруйский, который пришел в училище после четырех ранений в зоне СВО.

Учебная программа максимально приближена к реальности: курсанты «летают» на симуляторах и полигонах, отрабатывая взаимодействие со штурмовыми группами, учатся самостоятельно ремонтировать и совершенствовать технику. В ближайшие годы такая модель обучения станет стандартом для всей системы военного образования России.

Материал из архива «Известий», опубликован 10 января 2026 года.


Сможет ли расширение сети военных вузов закрыть кадровый дефицит армии?