Найти в Дзене
Циничные хроники

Лысый двор Елизаветы: как императрица устроила "Фэшн-апокалипсис"

Не особо любите свою работу? Тяжелые условия, рутинные задачи, самодур-начальник, ставящий невыполнимые планы? Ни в коем случае не умоляю ваши трудности, но вас, по крайней мере, на рабочем месте не заставляют брить голову. Такую вот «экзекуцию» заставила пройти своих фрейлин и статс-дам императрица Елизавета Петровна. И дело тут не в папинькиных генах (Петр I с удовольствием и азартом брил бороды боярам). Дело было так. В 1747 году императрица Елизавета Петровна, известная любовью к нарядам (15–45 тысяч платьев!), решила поэкспериментировать с французской пудрой для волос. Но средство оказалось дешёвкой: волосы слиплись в клейкую массу, которую ни мылом, ни щёткой не взять. В ярости Елизавета покрасила локоны в чёрный — стало ещё хуже, краска стекала рекой. Выход? Цирюльник с бритвой наголо! Императрица остригла голову и надела чёрный парик, оказавшийся из дешевого конского волоса - взлохмаченный, как у ведьмы. Елизавета, не желавшая мучиться одной, подписала "Волосяное установление

Не особо любите свою работу? Тяжелые условия, рутинные задачи, самодур-начальник, ставящий невыполнимые планы? Ни в коем случае не умоляю ваши трудности, но вас, по крайней мере, на рабочем месте не заставляют брить голову. Такую вот «экзекуцию» заставила пройти своих фрейлин и статс-дам императрица Елизавета Петровна. И дело тут не в папинькиных генах (Петр I с удовольствием и азартом брил бороды боярам). Дело было так. В 1747 году императрица Елизавета Петровна, известная любовью к нарядам (15–45 тысяч платьев!), решила поэкспериментировать с французской пудрой для волос. Но средство оказалось дешёвкой: волосы слиплись в клейкую массу, которую ни мылом, ни щёткой не взять. В ярости Елизавета покрасила локоны в чёрный — стало ещё хуже, краска стекала рекой. Выход? Цирюльник с бритвой наголо! Императрица остригла голову и надела чёрный парик, оказавшийся из дешевого конского волоса - взлохмаченный, как у ведьмы.

Елизавета, не желавшая мучиться одной, подписала "Волосяное установление": все фрейлинам и статс-дамам побрить головы! Им выдали такие же уродливые чёрные парики. Городским дамам повезло чуть больше — можно было не брить, но парик обязателен. Плакали белокурые русские красавицы. Екатерина II (тогда ещё принцесса) вспоминает в мемуарах: "Все походили на сумасшедших из Бедлама!" Мода на лысину продержалась полгода, пока волосы не отросли. Потом императрица перешла к бородам — отменила петровский налог, но это уже другая история.