Удивительно, но за семейным обедом 1 января 2025 года в мою голову пришло осознание того факта, что 1 апреля 2025 года моему деду Ивану Андреевичу Овсянникову исполнится 100 лет. Целый век. Жаль, что его жизненный путь прервался ещё 7 марта 2010 года, но даже посмертно век с рождения – это серьёзный юбилей. А к юбилею нужны подарки… Человеку, живущему в нашей памяти, можно подарить лишь память. Освежить её. Можно написать о нем свои воспоминания, можно посвятить ему что-то хорошее и нужное, можно многое… Но мой Дед, будучи образованным человеком, учителем, упростил мне задачу, оставив своим детям и внукам несколько тетрадок своих воспоминаний, начатых в 2004 году и написанных от руки хорошо понятным почерком. Моя задача лишь обернуть их в информационно-исторический фон и иллюстрировать. Чем и займусь.
Третья тетрадка, 3 том воспоминаний, последний. Продолжаем читать.
Решая проблемы - получаешь возможности. А вот реализовать их или нет, это зависит от тебя. Иногда торопить события не нужно, всё само или с помощью людей придёт к разумному решению. Дед пишет:
«…Мясоедовская начальная школа располагалась в бывшем доме священника в одной его части, а в другой жила его дочь со своей дочерью, они были учителями. При школе был земельный участок 0,3 га, и они им пользовались, а когда Зина там работала, то они ей половину отдали, на которой мы посадили картошку. Это было нам хорошим подспорьем для проживания.
С 1 сентября 1951-52 учебного года Зина начала работать в городе в школе для переростков (иначе ее называли «дебильной»)*. Детей мы не стали отдавать в садик. Нине понравилось жить с нами (она не любила мачеху) и она пошла в 7-й класс. Она в своей школе изучала английский язык, а в школе №1 был немецкий, и в других школах тоже немецкий и французский. Ей предстояло переучиваться с английского на немецкий. Срок был дан на полгода, но не справившись она бросила тут учиться и уехала домой. Нам пришлось опять начинать сначала. Мы пригласили теперь мою младшую сестру Валю, которая обучалась в шестом классе в городе Воронеж с изучением немецкого языка. Нянька из неё не ахти какая была, но все равно с ней легче нам было.
Жена работала с утра и до 13.00 часов, а я в три смены**, но во вторую и третью смены мог днём общаться с детьми и семьёй. Наше материальное положение стало улучшаться. Партия и Правительство ежегодно снижали цены на продукты питания и промтовары, но в магазинах не было такого ассортимента, чтобы купить все. Приходилось пользоваться рынком и высокими ценами. Росли дети и затрат на них становилось больше, да и самим не хотелось отставать от людей. Стали лучше питаться и модней одеваться. В ноябре 1951 года на Бюро Щёкинского ГК ВКП(б) сняли с меня строгий выговор за утерю Кандидатского билета*** и порекомендовали не затягивать с подготовкой к вступлению в члены партии. Окрепнув материально, мы стали родных приглашать в гости. Наше жилье, конечно, было маловато, но теснота не была пороком, все были довольны гостеприимству. Ходили с гостями в кино, тогда это был единственный клуб «Горняк»****. Рядом с ним был Парк культуры и отдыха*****. Во время отпусков мы ездили с детьми к родным в деревню. Им было очень интересно видеть там кур, уток, гусей, овец, телят, коров и лошадей. А более интересно было ловить рыбу и купаться в колхозном пруду.
В марте 1952 года меня на партийном собрании приняли в члены партии, а в апреле Бюро Щёкинского ГК ВКП(б) утвердило решение партсобрания и выдало билет члена партии. Чуть позднее из комбината «Мосбасшахтспецстроя» пришла заявка в трест, где сообщалось подобрать из числа лучших производственников и послать на обучение в Рудченковский горный техникум трёх человек и на ВИК****** (Высшие инженерные курсы) двух человек. Об этом я узнал в отделе кадров, а на совместном заседании Парткома и Шахткома были назначены конкретные лица для поездки на учёбу. Все необходимые для поездки документы нужно было сдать в отдел кадров к 15 июля. Когда я сообщил жене, что меня посылают учиться на ВИК на два года, то сразу появилось несколько проблем. Во-первых, придется оставлять жену одну с малыми детьми. Во-вторых, не был решён вопрос с жильём, потому что строилась новая городская больница, а старая с её подсобными помещениями пойдёт под снос, в том числе и моя хибара. Она была построена не по плану, а по инициативе главного врача для своего сотрудника. В-третьих, Трест строил дом для своих рабочих, но он должен сдаваться только через два года.
Для разговора о таких проблемах я явился в Партком к Клочкову Николаю Ивановичу и в Шахтком к Камчатову Михаилу Афанасьевичу. Они меня внимательно выслушали и предложили вариант выхода из положения. Можно было ехать с семьёй к месту учёбы. Только требовалось ходатайство Треста перед Комбинатом, чтобы там могли забронировать отдельную комнату для семьи на время моей учёбы. Но это опять переезд, который я уже один раз ощутил. Ведь здесь у нас родные, есть хоть какая-то надежда на помощь в трудное время, а там надеяться не на кого. От такого варианта я отказался, а также от учебы тоже. Место, куда должен был поехать, это небольшой городишко Нелидово, на границе двух областей, Смоленской и Тверской. Начальство и друг, с которым должен был ехать, сожалели об этом.
Через некоторое время из Парткома позвонили на шахту и сообщили, чтобы я явился к ним. Секретарь парткома встретил меня с радостной улыбкой и сказал, что он нашёл мне работу по специальности в одной из школ города, но надо недельку подождать пока не приедет заведующий ГОРОНО с семинарских занятий. Беседа с заведующим ГОРОНО состоялась, а потом она написала направление-рекомендацию в ОБЛОНО. Там со мной провёл собеседование инспектор по физической культуре и написал «соответствует назначению». По приказу ОБЛОНО за №1298 от 13 августа 1952 года я был принят в Щёкинскую среднюю школу №7 на должность учителя физического воспитания…»
Примечания:
* Школа для переростков, много детей во время войны прервали или не начали своё образование. Для тех из них, кто по возрасту уже не мог сидеть за одной партой с обычными школьниками, были созданы Школы рабочей молодёжи (ШРМ) и Школы крестьянской молодёжи (ШКМ). Была ещё категория школьников, которые по тем или иным причинам не могли освоить годовой курс обучения и оставались на второй или третий год. Возможно Дед имеет в виду школу для таких детей.
** Трёхсменный режим работы, Дед имеет в виду, что его смены чередовались и получалось иногда побыть с семьёй. Скорее всего это был график три дня через один, когда чередуются по три дня 1-я (дневная), 3-я (ночная) и 2-я (вечерняя) смены с одним выходным днём между ними.
*** Потеря кандидатской карточки, серьёзный проступок и серьёзное наказание. Причиной потери могло быть что угодно, а могло фактически потери не быть, а документ приведен в негодность (постиран, порван, разрисован детьми). В любом случае человека порицали за ненадлежащее хранение документа.
**** Клуб «Горняк», в то время был в здании на улице Советской, которое позже стало Домом пионеров и Клубом юных лётчиков и космонавтов, это здание ещё называют «дом с самолётом» (рядом находится памятник с самолётом МиГ-17).
***** Парк культуры и отдыха, через улицу Советскую, напротив клуба «Горняк» была арка на входе в парк, говорят рядом с ней стоял памятник И.В. Сталину. Входа в парк со стороны площади Ленина ещё не существовало. Я всегда думал, что эта арка - выход из парка. Оказалось там был вход. Ещё смущала железнодорожная ветка, делившая парк моего детства пополам. Оказалось, что за веткой и далее на месте площади Ленина в то время был пустырь. А ещё дальше был частный сектор и шахтёрские посёлки.
****** Высшие инженерные курсы, после войны в СССР высшее инженерное образование было в центре внимания для восстановления и индустриализации, с акцентом на практические навыки, производственную практику и привлечение рабочих и крестьян. Для массовости, часть его сделали узкоспециализированным, вплоть до потребностей отдельных заводов и комбинатов. Срок обучения был короче, но это не было тем высшим образованием, которое получали в институтах и университетах. Тем не менее, окончившие эти курсы люди могли работать специалистами и руководителями.
Для справки: В описываемый Дедом период своей жизни в 1951-1952 годах в СССР произошло много разных событий. Основные из них:
10 июня 1951 года в Москве на площади перед Белорусским вокзалом открыли памятник Максиму Горькому;
22 июля 1951 года запущена ракета с двумя собаками Дезиком и Цыганом на борту на высоту 100 километров. Собаки затем успешно приземлились;
26 июля 1951 года при раскопках в Новгороде обнаружена первая берестяная грамота;
18 августа 1951 года открыт Кутаисский автомобильный завод имени Серго Орджоникидзе;
8 сентября 1951 года СССР воздержался от подписания мирного договора с Японией в Сан-Франциско в связи с непринятием советских поправок в текст договора;
10 октября 1951 года звание Героя Советского Союза присвоено военному лётчику С.М. Крамаренко, сбившему в небе Кореи 13 американских самолетов;
17 октября 1951 года сброшена с самолёта и испытана третья советская атомная бомба;
12 декабря 1951 года в эксплуатацию принята первая советская ЭВМ - МЭСМ (малая электронно-счётная машина);
21 января 1952 года в археологии стал применяться радиоуглеродный анализ для определения возраста находок;
26 февраля 1952 года И.В. Сталин принял решение о репатриации военнопленного фельдмаршала Паулюса в ГДР;
10 марта 1952 года СССР выступил с нотой о проведении конференции СССР, США, Великобритании и Франции об объединении Германии с целью удержать ФРГ от вступления в Европейское оборонительное сообщество;
1 апреля 1952 года в СССР прошло централизованное снижение цен на 10-20% на товары массового потребления;
26 апреля 1952 года на полигоне Капустин Яр начаты испытания ракетного комплекса ПВО С-35 с ракетой В-300;
16 мая 1952 года дал промышленный ток каскад Самгорских ГЭС в Грузинской ССР;
31 мая 1952 года открыт Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина;
6 июня 1952 года введена в эксплуатацию Цимлянская ГЭС;
19 июля 1952 года советские спортсмены впервые приняли участие в XV Олимпийских играх в Хельсинки. Выиграли 22 золотых медали;
8 августа 1952 года в Москву из Ростова-на-Дону прибыл первый пассажирский пароход «А.Н. Радищев» по внутреннему водному пути, связавшему Москву с Азовским и Чёрным морями.
Продолжение следует. Подпишитесь на канал, чтобы узнать, что было дальше. Для развития канала можно оказать посильную финансовую помощь.