Вообще Петра Великого можно считать первым шоуменом, маркетологом и главным трендсеттером Российской империи: он устраивал показы европейской науки, кораблей и парадов, чтобы продемонстрировать могущество и модернизацию страны, а празднование Нового года с пушками и фейерверками было, по сути, «живым шоу» для москвичей.
Пётр любил выделяться на публике — ходил в европейской одежде, носил голландские причёски, иногда сам участвовал в театральных постановках, маскарадах и «инсценировках» на европейский манер.
В конце 1699 года император проводит реформу календаря и праздников: 20 декабря 1699 года Пётр I издаёт Указ № 1736 «О праздновании Нового года». Указ радикально меняет представление о том, когда и как отмечать Новый год в России.
Основные положения указа
Перенос даты Нового года
Пётр I постановил, что с 1 января 1700 года Новый год должен отмечаться не 1 сентября, как было ранее, а 1 января — по образцу многих европейских государств.
- Реформа затрагивала и систему летоисчисления
Вместо счёта лет «от сотворения мира» теперь велось летоисчисление от Рождества Христова. Год 7208-й стал 1700-м годом.
Инструкция к празднованию
Как ответственный ивент-менеджер Пётр I не оставил это событие абстрактным, а подробно расписал сценарий праздника:
- Всем жителям велено поздравлять друг друга с Новым годом и желать благополучия и счастья;
- Дома и дворы приказывалось украшать еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями — по образцу, который демонстрировался на Гостином дворе в Москве;
- Москвичам предписывалось стрелять из мушкетов и пушек, запускать ракеты и фейерверки;
- Праздничные украшения должны были сохраняться до 7 января.
Таким образом, праздник должен был быть ярким, публичным и массовым — с элементами костюмированных зрелищ, пиротехники и коллективных поздравлений, очень по-европейски.
Ёлка как украшенное дерево для Рождества или Нового года была частью западного дворянского быта – символом цивилизованности и вкуса. В Петербурге XVIII века начинают упоминать «ёлки с игрушками» на рождественских вечерах, и в первые годы это была экзотика для высшего общества, редкий предмет роскоши.
Вместе с ёлкой жизнь аристократов засверкала ещё ярче. Ёлку ставили в светских салонах: гостиная, камин, свечи, дорогие игрушки. На праздниках устраивались маскарады, игры, вручались подарки детям. Игрушки часто были импортными — стеклянные шары, фигурки из папье-маше, медные и серебряные украшения.
У простого народа праздник особого энтузиазма не вызвал. Крестьяне не поняли юмора и в деревнях по-прежнему оставались в почёте святочные ритуалы, колядки и гадания.
Массово ёлки проникнут в дома простых граждан только ближе к XIX веку, когда печатные открытки, книги и столичные моды начали распространяться в губернских городах и зажиточных деревнях.
Если смотреть на то, как ёлка приживалась в нашей культуре, можно выделить несколько этапов:
• Ёлка «приезжает» с Петром I как знак европейской культуры и становится атрибутом дворянства и западного вкуса.
• Затем становится символом семейного праздника, который в XIX веке проникает в средние слои населения.
• Наконец, советская власть обнуляет религиозный и классовый контекст, превращая ёлку в универсальный символ Нового года для всех детей.