История из лихих 90-х.
Финал Кубка Африки Марокко — Сенегал (0:1) ознаменовался грандиозным скандалом. Причина — судейские решения.
На 90+2-й минуте рефери Нгамбо Ндала не засчитал гол сенегальцев, зафиксировав фол на Ашрафе Хакими: арбитр решил, что Абдулай Сек нарушил правила в борьбе с соперником до того, как отправил мяч в сетку. При этом не дождался окончания эпизода, чтобы его мог проверить ВАР.
На 90+8-й минуте главный судья после ВАР-вмешательства и просмотра повторов на мониторе у поля назначил пенальти в пользу Марокко. В том эпизоде Малик Эль-Хаджи Диуф сыграл неаккуратно против Браима Диаса и уронил его на газон.
Сенегальцы в знак протеста ушли с поля. Финал могли и не доиграть, а Сенегалу, по всей видимости, засчитать поражение со счетом 0:3. Но Мане заставил своих партнеров по сборной вернуться на газон. Браим Диас не реализовал пенальти, зачем-то пробив паненкой. А в дополнительное время подопечные Папа Тиава вырвали победу благодаря выстрелу Гуйе.
В истории российского футбола тоже был матч, который складывался подобным образом. Но в итоге все-таки не был доигран...
«Этот беспредел должен когда-то закончиться!»
21 июля 1999 года на стадионе «Спартак» во Владикавказе «Алания» Валерия Газзаева принимала «Ротор» Виктора Прокопенко в рамках 17-го тура чемпионата России. Осетинский коллектив на тот момент занимал шестое место в таблице, волгоградцы замыкали десятку.
Встречу обслуживала бригада во главе с Сергеем Анохиным. Первый тайм закончился со счетом 0:1, гол забил волгоградец Абрамов.
А в перерыве произошло редкое для футбола событие. Арбитр Анохин почувствовал себя плохо. Его осмотрел врач и констатировал, что рефери из-за проблем с сердцем не может продолжить работу. Его место занял судья на линии Георгий Савчук, а роль второго лайнсмена перешла к резервному судье Эдуарду Бегизову из Владикавказа. Эта вынужденная рокировка и привела впоследствии к скандалу.
На 66-й минуте волгоградский нападающий Абрамов и владикавказский голкипер Хапов практически одновременно оказались у мяча вблизи ворот «Алании». Абрамов отправил мяч в сетку, но Бегизов еще до этого поднял флажок, фиксируя опасную игру со стороны форварда. Гол не был засчитан.
А вскоре в штрафной «Ротора» в борьбе со Смирновым упал Пагаев, и Савчук указал на 11-метровую отметку. Второе неоднозначное решение судейской бригады после перерыва.
Гости бросились доказывать арбитру, что он не прав. Тот был неумолим, и тогда от руководителей «Ротора» Владимира Горюнова и Рохуса Шоха поступило указание игрокам покинуть поле. Судья и футболисты «Алании» оставались на поле еще 15 минут, а потом Савчук отправился к центру и дал финальный свисток. Матч был не доигран при счете 1:1 (на 52-й минуте отличился Деметрадзе).
— Я всеми силами старался уговорить руководство «Ротора» изменить свое решение и продолжить игру, — утверждал по горячим следам инспектор матча Николай Шушпанов — Но тщетно. Горюнов и Шох сказали, что такое безобразие терпеть нельзя. По мнению руководителей клуба, гол волгоградцы забили правильно, а пенальти в их ворота и в помине не было. Свои претензии они внесли в протокол.
Слово главному тренеру «Ротора» Виктору Прокопенко:
— Вы же сами все видели! Бегизов поднял флажок, хотя главный судья уже зафиксировал взятие ворот и показал на центр. Я вообще не понял мотивировку бокового арбитра. Что он хотел сказать, подняв флажок, спросите лучше у него. Нас лишили честно забитого гола. А потом уже «отличился» сам Савчук. Он придумал пенальти, которого и в помине не было, — негодовал рулевой гостей.
— Кто принимал решение увести команду с поля?
— Какая разница. Беспредел должен когда-то закончиться. Может быть, хоть эта наша акция заставит обратить внимание на произвол, царящий в судействе.
— Но согласитесь, ваши действия вряд ли можно считать корректными.
— Мы не правы по форме, мы правы по содержанию. «Ротор» нагло «убивают» дома, такое же творится на чужих стадионах. Почему крайними оказываемся мы?! Что касается нашего сегодняшнего соперника, у меня нет никаких претензий к «Алании». Это хорошая команда, не понимаю, зачем ей помогают судьи!
— Мы первые в России, кто открыто возмутился судейским произволом, — заметил в свою очередь президент «Ротора» Владимир Горюнов.
«Как мое здоровье? Мне выдали справку. Там все указано. Я ее даже не читал»
Так что же произошло с арбитром Анохиным? По прилете в Москву с ним попытался поговорить корреспондент «СЭ». Интервью получилось коротким.
— В чем причина вашего нежелания дать интервью? Вы считаете себя в чем-то виноватым? — вопрос Анохину.
— Не хочу — и все.
— Мы успели поговорить с некоторыми вашими коллегами. Они сомневаются, что у вас был сердечный приступ.
— Без комментариев.
— Вы здоровы?
— А вы?
— Как бык.
— Я тоже.
— Что же случилось в перерыве?
— Точно не знаю, как это объяснить медицинскими терминами. Защемило одну из грудных мышц, что и констатировал врач. Продолжать встречу я не мог.
Через несколько дней после скандальной игры состоялась пресс-конференция руководителя Коллегии футбольных судей (КФС) Сергея Хусаинова. В ней приняли участие и два арбитра этой встречи — Сергей Анохин и Владимир Бобык. Анохин снова не смог толком объяснить, почему не вышел на второй тайм:
— Врач «Алании» выдал мне справку, где все указал. Я ее даже не читал, кинул в папку, а в Москве сдал вместе с рапортом ПФЛ.
«Вы играете на тотализаторе? Веретенников не забивает два пенальти, и контора прогорает...»
Теперь о неоднозначных решениях Георгия Савчука. Эксперты разошлись в оценках.
Вот мнение председателя инспекторского комитета РФС Алексея Спирина, которое он выразил в интервью Владимиру Маслаченко:
— Начнем с незасчитанного гола. Абрамов умышленно не играл в Хапова. Я не вижу здесь нападения на вратаря! Оба — и форвард, и голкипер — играли в мяч. Важная деталь. Обратите внимание, в какой момент помощник Савчука (владикавказский рефери Бегизов. — Прим. «СЭ») поднял флажок? Уже тогда, когда Абрамов первым вскочил и закатил мяч в ворота. Мое мнение: гол был забит без нарушений правил.
— Что скажете о пенальти?
— Савчук усмотрел фол со стороны игрока «Ротора» на Пагаеве. Но Пагаев мячом не владел. Он вообще находился за спиной защитника гостей. И это заставляет задуматься: а как же его защитник «Ротора» толкал? Здесь оба участника эпизода после столкновения сели на газон. И у меня даже складывается впечатление, что именно владикавказец утянул за собой волгоградца...
А вот руководитель Коллегии футбольных судей Сергей Хусаинов поддержал оба решения Савчука:
— Существует четкая трактовка того, что такое подкат, — одна нога идет в мяч, вторая обязательно является опорной и так далее. В противном случае фиксируется опасная игра. Считаю, что Абрамов играл опасно. По поводу пенальти скажу так: Савчук принимал решение, видя ситуацию в целом, и утверждать по видеозаписи, что он не прав, мы не можем.
— Предвзятости в действиях Савчука, по-вашему, не было?
— Могу сказать категорически — нет. Допустим, что бригада получила деньги. Но ведь все признают, что до перерыва Анохин отсудил безукоризненно. Предположить же, что на поле выйдет Савчук, возможные взяткодатели вряд ли могли. Так что в итоге все сводится к двум конкретным игровым эпизодам, свое мнение о которых я уже высказал. Предвзятости ничто не подтверждает.
— Но проблема договорных игр, подкупа судей существует?
— Безусловно, и родилась она не сегодня и не вчера. Но доказать что-либо очень сложно. В 1982 году слушалось дело о договорной игре ЦСКА и киевского «Динамо». И Лобановский прямо сказал, что мы, как шахматисты, сделали гроссмейстерскую ничью. Любое свое действие игрок может объяснить как ошибку, а элементарную ошибку можно представить как умышленное действие. Вы играете в тотализатор? И я не играю. А Веретенников не забивает в игре два пенальти, и контора прогорает. И никто об этом не пишет и не раздувает скандал.
ЭСК признала ошибки судьи, но «Ротору» засчитали поражение
Итак, судьбу матча должен был решить контрольно-дисциплинарный комитет. 27 июля, изучив документы и выслушав все заинтересованные стороны, члены бюро КДК приняли следующее решение:
— в соответствии со статьей 6.2.1 Дисциплинарного регламента РФС, статьями 9.4 и 17 Регламента соревнований за самовольный уход с поля, отказ от продолжения матча «Ротору» засчитано техническое поражение — 0:3. Кроме того, волгоградский клуб оштрафован на 50 тысяч рублей;
— начальник команды «Ротор» Рохус Шох за выход на поле без разрешения арбитра оштрафован на 1 тысячу рублей;
— футболист «Ротора» Виталий Абрамов, сорвавший эмблему с рубашки арбитра Эдуарда Бегизова, дисквалифицирован на 4 матча;
— контрольно-дисциплинарному комитету РФС рекомендовано рассмотреть вопрос об ответственности президента ФК «Ротор» Владимира Горюнова, являющегося одновременно членом Совета ПФЛ и исполкома РФС;
— инспекторскому комитету РФС и Коллегии футбольных судей рекомендовано дать оценку качеству инспектирования и судейства матча с учетом выводов экспертно-судейской комиссии. ЭСК определила, что незасчитанный гол в ворота «Алании» был забит без нарушения правил, а на 68-й минуте у судьи не было оснований для назначения 11-метрового удара в ворота «Ротора».
Парадокс! Из пятого пункта следует, что Савчук совершил две ошибки, спровоцировавшие бурную реакцию «Ротора». Однако Волгограду все равно засчитали поражение со счетом 0:3 за грубое нарушение регламента.
— Я всегда живу и надеюсь на лучшее, но готовлюсь к худшему. Однако в глубине души надеялся все-таки на переигровку, — признался Виктор Прокопенко.
— Даже так?
— Да, втайне надеялся. Потому что судейские ошибки были очевидны — и одна, и вторая. В течение двух минут результат матча был искажен с точностью до наоборот.
— Но ведь прецедентов переигровок в таких ситуациях не было?
— Все это так. И раз уж засчитали нам поражение, что же мне остается делать? Я, как солдат, подчиняюсь штабному решению. У людей, разбиравшихся с этим случаем, своя позиция: если каждая команда после судейских ошибок будет уходить с поля, а потом такой матч переигрывать, то мы чемпионат просто не завершим...
Владимир Горюнов: «...и тогда меня «заказали»
Виталий Айрапетов, «Спорт-Экспресс»