Найти в Дзене

Как американец собирался строить Дворец Советов

История в духе Ильфа и Петрова. Прочитала в книге Кэтрин Зубович “Москва монументальная”, очень забавно! Когда в 1930-е годы в Москве собирались возводить Дворец Советов, провели аж 4 этапа конкурса, в которых принимали участие и советские, и иностранные архитекторы. И вот на открытом конкурсе в 1932 году лучшими признаны проекты наших Жолтовского, Иофана, а также американского архитектора Гектора Гамильтона. Американцу 27 лет, он никогда не был в Москве, да и образование у него так себе — два года в колледже Купер-Юнион в Нью-Йорке. Но он сумел почувствовать, что советским властям нужна монументальность и отказ от “рельефных гирлянд и фризов”. Почему-то Гамильтон решил, что раз его имя среди победителей, то именно он и будет строить Дворец Советов в Москве! За победу ему выплатили 6 тысяч долларов, но он стал требовать, чтобы СССР оплатил ему дорожные расходы (нужно же как-то добраться до снежной России из Америки и обратно), проживание в гостинице на время строительства, а также по

История в духе Ильфа и Петрова. Прочитала в книге Кэтрин Зубович “Москва монументальная”, очень забавно!

Когда в 1930-е годы в Москве собирались возводить Дворец Советов, провели аж 4 этапа конкурса, в которых принимали участие и советские, и иностранные архитекторы. И вот на открытом конкурсе в 1932 году лучшими признаны проекты наших Жолтовского, Иофана, а также американского архитектора Гектора Гамильтона.

Американцу 27 лет, он никогда не был в Москве, да и образование у него так себе — два года в колледже Купер-Юнион в Нью-Йорке. Но он сумел почувствовать, что советским властям нужна монументальность и отказ от “рельефных гирлянд и фризов”.

Проект Гектора Гамильтона на открытом конкурсе в 1932 году
Проект Гектора Гамильтона на открытом конкурсе в 1932 году

Почему-то Гамильтон решил, что раз его имя среди победителей, то именно он и будет строить Дворец Советов в Москве! За победу ему выплатили 6 тысяч долларов, но он стал требовать, чтобы СССР оплатил ему дорожные расходы (нужно же как-то добраться до снежной России из Америки и обратно), проживание в гостинице на время строительства, а также подъёмные тысячу рублей.

В принципе требования понятные. Вот только проблема в том, что никто в Союзе не собирался доверять строительство главного советского дворца американцу.

Не дождавшись приглашения, Гамильтон стартанул в Москву сам. Тем временем New York Times писала: “по словам мистера Гамильтона, в работе ему будут помогать два русских архитектора — Иван Жолтовский и Борис Иофан… В окончательный проект они включат некоторые элементы из других конкурсных работ, однако последнее слово останется за молодым американским архитектором”.

Проект Гектора Гамильтона, 1932 год
Проект Гектора Гамильтона, 1932 год

Впрочем, перед отъездом он рассказывал американской прессе, что главное изменение, которое будет внесено в его проект, — это добавление башни высотой 400 футов “наподобие американского небоскреба”. Если вспомнить итоговый вариант Дворца Советов, то нельзя не признать, что в нем есть многое от Гамильтона.

-4

Ссылка на статью NYT с рассказами полного надежд Гамильтона.

В Москве Гамильтона приняли холодно. Хоть он и писал письма с просьбой допустить его к работе, как мы знаем, советские власти к ним не прислушались. Пришлось возвращаться на родину ни с чем.

Но Гамильтон этого так не оставил. Через год он попытался подать в суд на СССР за ранее предоставленные проекты Дворца, требуя выплатить ему в качестве компенсации 297 тысяч долларов! По его словам, от его услуг отказались, потому что он не захотел вступить в коммунистическую партию.

Как бы то ни было, но эта история — пожалуй, самое яркое, чем прославился Гектор Гамильтон. Впрочем, и Дворец Советов тоже не построили, но на то были уже совсем иные причины.

-5