🐶В ветеринарную клинику обратились владельцы померанского шпица по кличке Арчи с жалобой на изменения в поведении животного после новогоднего торжества.
Арчи 4 года, некастрированный кобель, квартирного содержания с регулярным выгулом. Есть небольшой избыток массы тела, BCS 6/9. Обычное питание – корм для мелких пород собак, плюс сушеные лакомства и иногда остатки со стола. Во время праздника мог съесть что-то вкусное. С утра вялый, неохотно двигается, отказывается есть и играть. Жажда не повышена, дефекация и мочеиспускание не изменены. При осмотре брюшная стенка напряженная, болезненная. Отклонений со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной системы не обнаружено. Неврологических нарушений нет.
Какие исследования Вы рекомендовали бы для постановки диагноза в этом случае?
С учетом анамнеза, предположительный диагноз Арчи – острый панкреатит.
🐶К факторам риска относятся излишнее и несбалансированное питание, избыточная масса тела, в ряде случаев – породная предрасположенность, но чаще всего острый панкреатит носит идиопатический характер.
У Арчи взяли кровь для общего клинического и биохимического анализа, а также для теста на специфическую панкреатическую липазу. Было выполнено УЗИ брюшной полости, визуализированы свободная жидкость в брюшной полости, неоднородность структуры и неровные контуры поджелудочной железы, резко повышенная эхогенность окружающей жировой ткани.
По результатам инструментальной диагностики и по уровню панкреатической липазы диагноз «панкреатит» был подтвержден. Арчи назначена терапия и лечебная диета.
Поджелудочная железа играет ключевую роль в пищеварении, выделяя ферменты, необходимые для переваривания компонентов пищи, а также является важным эндокринным органом.
Острое воспаление – панкреатит – обычно протекает тяжело и может закончиться фатально в отсутствие лечения. Хотя это заболевание давно известно и у собак, и у кошек, только в последнее время стали доступны лабораторные методы, позволяющие более достоверно поставить диагноз.
Нет патогномоничных признаков острого панкреатита, но наиболее часто отмечают анорексию, рвоту, слабость и болезненность в брюшной полости, для облегчения которой собаки могут принимать «позу молящегося». Возможна диарея и признаки тошноты (слюнотечение, облизывание губ). При хроническом панкреатите клинические признаки менее выражены, хотя возможны и обострения.
При физикальном осмотре можно обнаружить обезвоживание, боль при пальпации живота, и даже признаки сердечно-сосудистой недостаточности. Из-за неспецифичности клинического проявления острого панкреатита первостепенное значение приобретают лабораторные и инструментальные исследования (УЗИ или КТ).
Общий и биохимический анализ крови могут демонстрировать признаки дегидратации: повышение гематокрита, общего белка, но также возможна и гипопротеинемия вследствие воспалительной экссудации или массивной инфузионной терапии. Нередко бывает тромбоцитопения. Нейтрофилия или только сдвиг влево без увеличения общего количества лейкоцитов также являются частой находкой, отражающей роль нейтрофилов в патогенезе острого панкреатита. Может быть повышен С-реактивный белок.
Панкреатит может осложняться острым поражением почек, в этом случае возможно развитие азотемии, но концентрация симметричного диметиларгинина (СДМА) является более чувствительным маркером для таких состояний. Также панкреатит индуцирует вторичные реактивные изменения в печени и постпеченочный холестаз из-за сдавления общего желчного протока. В результате в крови будут повышены ферменты АЛТ, АСТ, ЩФ и ГГТ.
Уровень триглицеридов может быть как нормальным, так и повышенным. Хотя традиционно гипертриглицеридемия рассматривается как фактор риска развития панкреатита, в ряде исследований продемонстрирована недостаточная корреляция между ними.
В моче при остром панкреатите может появляться белок.
Ввиду того, что поджелудочная железа является одним из источников ряда ферментов в сыворотке крови, именно их повышенная активность долгое время была основным маркером панкреатита. Однако, и амилаза, и общая липаза не являются универсальными показателями, во многом из-за неспецифичности этих ферментов только для поджелудочной железы. Амилаза и липаза к тому же выводятся почками, и при нарушении их функции сывороточная активность ферментов повышается. Методы их определения в сыворотке базируются на расщеплении субстрата и не позволяют определить источник происхождения.
Специфичный для поджелудочной железы фермент панкреатическая липаза образуется в ацинарных клетках и в норме попадает в кровь в незначительном количестве. Но при воспалении она активно высвобождается в системный кровоток и может служить биомаркером острого панкреатита. Хотя для панкреатической липазы есть специфичный субстрат (DGGR), в большинстве лабораторий такое биохимическое исследование рутинно не выполняется, к тому же этот метод недостаточно достоверный. Основным методом количественного определения панкреатической липазы у собак и кошек являются варианты иммунного анализа, когда специфические антитела связываются с молекулой фермента для дальнейшего детектирования.
Гистологическое исследование ткани поджелудочной железы традиционно считалось золотым стандартом для диагностики панкреатита и для дифференциации острого панкреатита от хронического панкреатита. Однако поражения органа могут быть сильно локализованными, а непосредственная клиническая значимость поражений неясна. Сбор гистопатологических образцов также считается инвазивной процедурой, и собаки с тяжелым острым панкреатитом могут быть неподходящими кандидатами для анестезии. Поэтому в основном используются клинический эталонный стандарт, объединяя результаты нескольких диагностических методов.
Оптимальной считается комбинация характерных клинических данных анамнеза, результатов физикального обследования, повышенной концентрации панкреатической липазы и либо характерных ультразвуковых, либо расширенных методов визуализации для диагностики острого панкреатита.
Ультразвуковые изменения в брюшной полости могут проявляться на более поздних стадиях заболевания, в то время как сывороточная активность панкреатической липазы уже будет повышена. Панкреатическая липаза, в свою очередь, подвержена влиянию внешних факторов и других патологий, включая терапию кортикостероидами, почечную недостаточность, миксоматозные поражения митрального клапана, диабетический кетоацидоз. В целом, животные с сахарным диабетом имеют повышенный риск развития панкреатита. Также и другие эндокринопатии, сопровождающиеся гипертриглицеридемией, могут провоцировать воспаление поджелудочной железы.