Рынок стоимостью в 5 трлн долларов стремительно развивается
Несмотря на ряд заявлений о том, что переход к зеленой экономике замедляется, общий рост инвестиций в нее не ослабевает. Зеленая экономика, объем которой составляет более 5 трлн долларов в год, является самым динамично развивающимся сектором в мире после технологий, говорится в обзоре Всемирного экономического форума (WEF). Зеленые доходы бизнеса растут в среднем в два раза быстрее, чем обычные, а компании, работающие на этих рынках, как правило, получают доступ к более дешевым деньгам и часто пользуются более высокой оценкой на рынках капитала.
Сегодня инвестиции в зеленую экономику продолжают расти, говорится в ежегодном обзоре по итогам 2025 года World Economic Forum. Ожидается, что к 2030 году объем рынка превысит 7 трлн долларов. Однако, несмотря на то что направление кажется ясным, скорость развития такой экономики у разных стран существенно различается в зависимости от наличия технологий и регионов. Лидером в области зеленой экономики становится Китай, который постоянно опережает другие страны по расходам, производству и развертыванию соответствующих решений. На решения в области адаптации и устойчивости в настоящее время приходится более одной пятой всех инвестиций, связанных с изменением климата.
Для тех, кто активно развивается в области зеленой экономики, ставка, похоже, окупается. Компании, работающие в этом направлении, часто добиваются успеха: в среднем им удается увеличивать доходы от зеленых технологий в два раза быстрее, чем от традиционных видов деятельности. Также они, как правило, получают доступ к более дешевому капиталу, повышают конкурентоспособность на будущее и, соответственно, часто ценятся инвесторами выше обычных компаний. По сути, для роста на этом рынке требуются те же правила развития бизнеса, что и для любого успешного предприятия: четкая цель и стратегия, убедительное ценностное предложение и гибкая операционная модель, рассчитанная на быстрое масштабирование. Компании-«победители» ускоряют рост, неукоснительно добиваясь технологической зрелости и снижая затраты на новые технологии. Им часто удается сформировать благоприятное регулирование и мобилизовать первых и лояльных потребителей их продукции.
Рост в то же время обусловлен стремлением государственного и частного секторов к борьбе с изменением климата и адаптации к нему за последнее десятилетие. На сегодняшний день 142 страны, на долю которых приходится более 76% глобальных выбросов, взяли на себя обязательство по нулевому уровню выбросов по сравнению с уровнем 2016 года. Многие из государств уже разработали нормативно-правовую базу, устанавливающую все более строгие стандарты выбросов, или способствовали внедрению низкоуглеродных технологий.
За тот же период корпоративные целевые показатели по декарбонизации росли в геометрической прогрессии. К середине 2025 года число компаний, имеющих научно обоснованные цели по сокращению выбросов или обязавшихся установить такие цели, выросло до 10 949 со 116 в 2015 году. В настоящее время на долю этих компаний приходится более 40% мировой рыночной капитализации и около 25% мирового дохода.
Поэтому, констатируют авторы доклада, зеленая экономика больше не является отдаленной перспективой: она здесь, быстро развивается и уже создает стоимость в триллионы долларов.
Поэтому инвестиции в декарбонизацию и повышение устойчивости во многих случаях являются выигрышной бизнес-стратегией. Зеленый рынок уже предоставляет огромные возможности, и в будущем компаниям предстоит удовлетворить высокий и неудовлетворенный пока спрос на его продукты и услуги. Кроме того, он дает правительствам реальную возможность ускорить рост ВВП, внедрять инновации, повышать устойчивость и создавать рабочие места. Проверенные и экономичные решения, такие как солнечная энергия, ветер, аккумуляторы и электромобили, будут продолжать развиваться в большинстве регионов, хотя и разными темпами, уверены в WEF.
Возможно, темпы роста зеленой экономики несколько преувеличены, так как критерии объектов зеленого финансирования весьма размыты и для них нет единого определения, отмечает партнер Kept, руководитель направления «Климат, энергоэффективность и водные ресурсы» Владимир Лукин. Дело в том, объясняет он, что к зеленым технологиям и продуктам могут быть отнесены практически все инновационные идеи и разработки, которые обеспечивают сокращение ресурсоемкости производства и снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду в рамках полного жизненного цикла продукции. Кроме того, значительная часть зеленых инвестиций направлена на предотвращение негативных последствий изменения климата. Это так называемое адаптационное финансирование.
В этой связи развитие зеленого финансирования можно рассматривать в контексте поддержки инноваций и технической модернизации, а также обеспечения технической надежности действующих производственных активов, что, безусловно, соответствует стратегическим задачам социально-экономического развития России, уверен эксперт. Однако методическое обеспечение зеленых финансов, в частности определение критериев объектов зеленого финансирования, в самом деле представляет собой актуальную тему для проработки, так как необходимо обеспечить четкую приоритизацию, целевое распределение и использование этих финансовых инструментов.
Алла Кораблева
Держите новости при себе. Присоединяйтесь к Telegram «Коммерсанта».