Найти в Дзене

Океан все еще болен: волна жары 2003 года изменила Северную Атлантику навсегда

Спустя более чем 20 лет после рекордной морской волны тепла 2003 года экосистемы Северной Атлантики так и не вернулись к прежнему состоянию. Исследование, проведенное учеными из Германии и Норвегии и опубликованное в журнале Science Advances, показывает: то событие стало точкой невозврата для многих морских обитателей от микроскопических организмов до китов. В 2003 году ослабление субполярного круговорота позволило теплым субтропическим водам хлынуть в Норвежское море, одновременно сократив приток холодных арктических течений. Температура воды резко выросла, и не только у поверхности, но и на глубине до 700 метров. Это вызвало цепную реакцию: лед начал таять, а экосистемы перестраиваться. Холодолюбивые виды, такие как нарвалы и хохлатые тюлени, начали исчезать из юго-восточных вод Гренландии. В то же время теплолюбивые животные, включая косаток, почти не появлявшихся там полвека, стали постоянными гостями. Атлантическая треска, воспользовавшись новыми пищевыми ресурсами, расширила ареа

Спустя более чем 20 лет после рекордной морской волны тепла 2003 года экосистемы Северной Атлантики так и не вернулись к прежнему состоянию.

    Фото: unsplash
Фото: unsplash

Исследование, проведенное учеными из Германии и Норвегии и опубликованное в журнале Science Advances, показывает: то событие стало точкой невозврата для многих морских обитателей от микроскопических организмов до китов.

В 2003 году ослабление субполярного круговорота позволило теплым субтропическим водам хлынуть в Норвежское море, одновременно сократив приток холодных арктических течений. Температура воды резко выросла, и не только у поверхности, но и на глубине до 700 метров. Это вызвало цепную реакцию: лед начал таять, а экосистемы перестраиваться.

Холодолюбивые виды, такие как нарвалы и хохлатые тюлени, начали исчезать из юго-восточных вод Гренландии. В то же время теплолюбивые животные, включая косаток, почти не появлявшихся там полвека, стали постоянными гостями. Атлантическая треска, воспользовавшись новыми пищевыми ресурсами, расширила ареал, тогда как мойва и песчанка – ключевые звенья пищевой цепи – ушли на север в поисках прохлады.

Но даже уход на север – не панацея. Ученые предупреждают: если потепление продолжится, этим видам просто некуда будет двигаться дальше. А перемещение в новые воды не гарантирует выживания, поскольку там могут отсутствовать подходящие условия для нереста или поджидать новые хищники.

Особую тревогу вызывает тот факт, что волны морской жары больше не редкость. После 2003 года они стали повторяться с нарастающей частотой, усиливая стресс на и без того уязвимые экосистемы. Причина – в антропогенном изменении климата: океан поглощает до 90% избыточного тепла, вызванного выбросами парниковых газов.

Более того, таяние льдов запускает опасный цикл: темная поверхность океана поглощает больше солнечного света, что ускоряет потепление и таяние.

Исследователи подчеркивают: последствия волн жары могут быть скрытыми, но долгосрочными. Чтобы предсказать будущее океана, необходимо глубже понимать взаимодействие между атмосферой, океаническими течениями и биологическими сообществами. Пока же ясно одно: океан, переживший жару 2003 года, уже никогда не будет прежним, пишет planet-today.ru.

Напомним, ранее мы рассказали о причинах изменения силы тяжести над Атлантикой в 2007 году.