Дмитрий Сироткин, один из крупнейших судовладельцев царской России, держал волжскую флотилию. Он прошел путь от кочегара до капитана, а затем стал предпринимателем. Сироткин построил на Волге уникальные суда и запустил пароходы по Дунаю.
В тему:
⚓ Железная Мария. Судьба судовладелицы Кашиной, прототипа горьковской Вассы Железновой.
Пароходная империя началась с «Многострадального»
Точная дата рождения нашего героя неизвестна. Установлено, что Дмитрий Сироткин родился в деревне Остапово Пуреховской волости Балахнинского уезда (ныне Пурех Чкаловского округа Нижегородской области). В одних документах фигурирует 1864-й, в других — 1865 год.
Родители будущего миллионера Василий Иванович и Вера Михайловна Сироткины были выходцами из крестьян. Но в местности, где родился Дмитрий Сироткин, людей кормила не земля, а река — «кто-то из его земляков добывал хлеб насущный бурлачеством, кто-то нанимался в матросы, кто-то сумел выбиться в пароходчики, им и оказался Василий Сироткин», писал историк Федор Селезнев. На Волге, за Балахной строили волжские суда — расшивы расписные.
⚓О волжских расшивах читайте в нашей статье.
Отец нашего героя Василий Иванович построил своими силами такое однопалубное плоскодонное судно, которое ходило под парусом, а по мелководью с помощью бурлаков. Зимой он скупал «щепной товар» у балахнинских кустарей (деревянные ложки, посуду и т.д.) и ранней весной отправлялся на небольшой расшиве по Волге до Саратова и Астрахани. Из Саратовской губернии он привозил горчицу и легкую ткань из тонкой крашеной пряжи — «сарпинку».
Со временем Сироткин-старший решил модернизировать суденышко. Купил в Саратове изношенную паровую машину, которая отработала сначала на кирпичном, потом на маслобойном заводе, с трудом доставил в родные места и установил на расшиву. Так в 1968 году на Волге появился товарно-пассажирский пароход с красноречивым названием «Многострадальный». Он оказался крепким трудягой, отработал вложенные деньги и за это получил от хозяина более оптимистичное имя — «Оправданный».
Разбогатев, Василий Сироткин записался в купцы и не без труда перевел дело в Нижний Новгород. Он купил еще один пароход «Воля» 1962 года постройки и назвал его в честь отмены крепостного права. По словам историка волжского судоходства Ивана Шубина, на этом судне началась речная карьера Дмитрия Сироткина — сразу по окончании начальной школы. Во время поездок с отцом он выполнял разнообразные работы — поваренка, кочегара, матроса, а в 25 лет уже «ходил командиром».
О жизни и главном труде историка волжского судоходства Ивана Александровича Шубина читайте на канале «История Волжского пароходства».
Спас речное дело отца
Итак, молодой Сироткин — капитан на пароходе «Воля». К тому времени он уже женился на Марии, дочери казанского купца-пароходчика Четвергова. Уход от Сироткина-старшего и начало своего дела краеведы описывают по-разному. Некоторые считают, что Дмитрий обанкротил отца и забрал у него последнее, из-за чего Василий Иванович до конца жизни ругал «сына-разбойника». Но эта версия не имеет никаких оснований.
Руководитель Центра краеведческих исследований ННГУ Федор Селезнев проанализировал разные исторические источники и пришел к выводу: в начале 1890-х годов финансовое положение Сироткина-старшего пошатнулось, ему грозили банкротство и потеря 4 пароходов — чтобы спасти хоть часть судов, отец и сын пошли на сделку, обычную по тем временам. Некое «третье лицо» получило от пароходчика Сироткина бестоварные вексели, долговые обязательства, на несколько десятков тысяч рублей. При распродаже имущества с молотка «третьему лицу» в счет долга отдали два парохода — так они оказались у Дмитрия Сироткина. Отец отошел от дел, вернулся в родное село и стал священником в возведенным им же старообрядческом храме.
А Дмитрий Сироткин начал строить свою пароходную империю. Тесть ему дал в аренду свой пароход «Заря», в придачу к судам Сироткина-старшего. В 1895 году молодой купец заказал собственный пароход «Воля». Колесный буксир с железным корпусом и мощной паровой машиной в 500 «лошадей» Сироткин-младший назвал в честь отцовского судна, на котором начинал свой путь на Волге. Машина собрана по чертежам знаменитого волжского конструктора Калашникова в Москве.
Инновации для Волги
Сохранив дело отца, Дмитрий Сироткин значительно расширил его масштабы, покупая новые суда и модернизируя флот. Кроме пароходов, у его были баржи, на которых купец перевозил нефтепродукты. В конце XIX века нефть была незаменима для растущей промышленности России. Тогда перевозка нефти и топлива были крайне выгодным предприятием. Дельцы закупали ее в Баку и доставляли в центр страны по Волге на пароходах.
Интересный факт:
Дела пароходчика Сироткина шли в гору. Купцы звали его «американцем»: он постоянно работал, его график был строго расписан; Сироткин щепетильно вел бухгалтерию, записывая все до мельчайших расходов; он следил за новинками техники, занимался самообразованием. А еще молодой Сироткин не любил купеческие кутежи, так как вырос в набожной старообрядческой семье. Отсутствие вредных привычек и собранность судовладельца помогали его капиталу расти.
В самом конце уходящего столетия Дмитрий Сироткин провернул крайне выгодную сделку — приобрел у нефтепромышленников Шибаевых целую флотилию буксиров и барж. В 1900-е Сироткину едва за 40, он в расцвете сил и успеха. Купец оформил свой судоходный бизнес в «Торгово-промышленное и пароходное товарищество Д.В. Сироткина в Нижнем Новгороде» с капиталом в 1,5 млн рублей. В его волжское предприятие входили 15 пароходов (с говорящими названиями «Свобода», «Равенство», «Братство», «Труд» и др.), а также 65 деревянных и железных барж. В 1910 году Сироткин создал акционерное общество «Волга», объединившись с тремя пароходствами. Общий флот составлял почти 200 судов.
Главное инженерное достижение Сироткина, связанное с его интересом ко всему новому и передовому, — проектирование и строительство железной нефтеналивной баржи «Марфа Посадница». Ее предшественницами стали деревянные баржи новой конструкции во флотилии Сироткина, которые удивляли речников своими размерами.
«Сироткин нашел, что наиболее совершенным типом волжского судна, идеально приспособленным к самобытным условиям плавания по великой реке, были старые расшивы (как у его отца — Авт.), детальные формы которых… были уже утеряны волжскими судостроителями. Добившись после долгого труда восстановления этих форм и дополнив их…, Сироткин сконструировал тип новой баржи, который до настоящего времени (1920-е годы — Авт.) остается непревзойденным по своим судоходным достоинствам», — писал историк волжского судоходства Шубин.
Постройку «Марфы-Посадницы» Дмитрий Васильевич считал одним из важнейших событий своей жизни. А специалисты называют это событие переворотом в речном судостроении. Шубин утверждал, что судно построили на гороховецком заводе Шорина по чертежам самого Сироткина. По мнению современных историков, гигантская баржа действительно была идеей купца, но сам проект с профессиональными чертежами, которые использовали в работе гороховецкие корабелы, подготовил знаменитый русский инженер Владимир Шухов, автор одноименных башен. Несколько лет он разрабатывал баржу новой конструкции и соединил свои достижения с инициативой Сироткина.
«Марфа Посадница» длиной 172 м, шириной 24 м, грузоподъемностью почти 10 тыс. тонн получила известность как самая большая в мире металлическая нефтеналивная баржа и первый в мире речной танкер. Судно с плоским днищем даже в нагруженном состоянии скользило по волнам и легко проходило мелководье. Благодаря этому проекту Сироткин получил всеобщее признание среди волжских пароходчиков.
В тему:
⚓ Царский подарок. За что Николай II волжскому лоцману Петру Опарину часы подарил?
Дмитрий Васильевич Сироткин брался за самые смелые и, казалось, фантастические идеи. Например, решил заменить пароходы на теплоходы с более компактными дизельными двигателями, которые значительно снижали расход топлива. Уговорил партнеров и заложил напротив Нижнего Новгорода, у волжского города Бор, судоверфь. Предприятие работает до сих пор.
Дмитрий Сироткин вместе с единомышленником, судовладельцем Лапшиным впервые в истории открыл пароходное сообщение по Аральскому морю. Сначала они снарядили экспедицию для изучения возможностей судоходства моря и реки Амударьи. Получив подтверждение своим идеям, в 1908 году отправили из Нижнего Новгорода на Арал разобранный пароход и древесину для строительства деревянных барж и лодок. В итоге компаньоны создали Хивинскую пароходную и торговую компанию, которую возглавил Сироткин. Пароходные рейсы ходили от станции «Аральское море» Ташкентской ж/д через Арал до устья Амударьи и по реке до Чарджоу.
С матросами на «Вы»
Дмитрий Сироткин был действительно знаковой фигурой. В начале XX века его даже называли «хозяином Волги». В жизни Дмитрия Васильевича было много различных званий, он пользовался уважением коллег и партнеров, успешных купцов и богатых промышленников, стал последним дореволюционным мэром Нижнего Новгорода, занимался благотворительностью.
Отдельно стоит сказать об обращении судовладельца со своими работниками-речниками. Иван Шубин, работавший управделами Совета съездов судовладельцев Волжского бассейна и личным секретарем, писал: особое, уважительное отношение Сироткина к своим работникам — одна из причин его блестящего успеха. Дмитрий Васильевич ко многим из них обращался на «Вы» и держался с экипажами судов «с большим почтением».
Дмитрий Сироткин первым на Волге организовал страхование матросов от несчастных случаев. Его рабочие получали хорошее жалование — больше, чем на других судах. По сути, он первым на Волге начал внедрять совмещение профессий: сокращая число нанятых работников, пароходчик по добровольному соглашению с речниками передавал им дополнительные обязанности. В некоторых рейсах огромные баржи обслуживали не 8 матросов, а 4. Правда, если согласился на такую работу, то и спрашивали строго. А кто не справлялся, штрафовали. Но по мелочи работникам Сироткин не досаждал — по словам Шубина, он умел подбирать самостоятельные, ответственные и инициативные кадры.
Успех Дмитрия Сироткина поражал купцов. На бирже его звали «счастливым человеком», «счастливым Митрием» и старались пригласить на зачин любого дела. Считалось, что одно присутствие Сироткина приносило удачу.
С Волги на Дунай
После революции, в 1919 году Дмитрий Сироткин эмигрировал в Белград, и здесь прошел еще один достаточно большой период его жизни, связанный с развитием судоходства. Сведения о его югославском этапе биографии были получены сравнительно недавно. Из писем на родину видно, как он тосковал по Волге, судам, стране. На чужбине Дмитрий Сироткин направил свою энергию на становление судоходства на Дунае. В то время в Югославии стоял невостребованный австро-венгерский флот, доставшийся стране после Первой мировой войны.
Ранее в Белграде не было развито судоходство и судостроительство. Сироткин обратился в Министерство путей сообщения с предложением обновить флот и заняться его эксплуатацией. По словам научного сотрудника Сербской академии наук и искусств Райко Буквича, Сироткин начал с того, что на свои деньги построил два теплохода, первые в истории новой страны — «Коста» (в честь сына Константина) и «Воля» (в память о пароходе отца и о своем первом буксире). В 1924-м Дмитрий Васильевич открыл навигацию Белград – Нови Сад, первую в истории Югославии, затем организовал рейсы теплоходов в другие города.
Российские краеведы нашли интересный факт из югославского периода Сироткина, который называют героическим. Как писали Юрий Адрианов и Валерий Шамшурин, в 1944-м, когда передовые части Красной Армии вышли на берег Дуная, Дмитрий Васильевич предложил советскому военному руководству флот для переправы. Операция прошла очень оперативно, незаметно для противника, и способствовала стремительному и успешному наступлению наших войск.
Известный волжский судопромышленник стал основателем судоходства и первым судостроителем в Сербии, своей удивительной судьбой связал две великие реки, два города и два народа. В Белграде и в Нижнем Новгороде Сироткину, которого не стало в 1953 году, установлены монументы.
Кстати, сын Сироткина Константин пошел по стопам отца — рано начал трудиться на флоте. Во время Второй мировой войны занимался углублением рек, был тяжело ранее. После войны Константин Дмитриевич почти 20 лет работал капитаном речных судов.
Читайте еще по теме:
⚓ Волга по наследству. Как волжский капитан Матвей Канатов прославил речную династию.