The New York Times | США
Армия России эффективно адаптировалась к эпохе дронов, пишет NYT. Модернизированы сотни систем вооружения, солдат учат, как вести себя на поле боя, на котором доминируют БПЛА. Изменениям подверглась и тактика ведения боя, отмечается в статье.
Нил Маркфаркуар (Neil MacFarquhar)
Действующие и бывшие командиры, аналитики и военные блогеры начали неожиданно открытые дебаты по вопросу о том, не устарел ли существующий издавна подход России к ведению войн в эпоху применения беспилотников.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
На появившемся недавно видео с украинского поля боя запечатлен российский "танк Франкенштейна", как его назвали военные аналитики. Он со всех сторон прикрыт панцирем из грубо приваренных металлических пластин. Танк этот выдержал более 20 ударов дронов, однако последний беспилотник поджег его, и экипажу пришлось эвакуироваться под плотным артиллерийским огнем.
Это видео свидетельствует о глубоких изменениях в современной войне, когда относительно недорогие беспилотники выводят из строя намного более дорогостоящие системы вооружения, не говоря уже о личном составе. В конце октября его показала украинская организация DeepState, которая отслеживает развитие событий на поле боя. New York Times провела проверку и подтвердила, что этот бой имел место на юго-востоке Украины.
Стычки типа той, что произошла с участием танка Франкенштейна, демонстрируют силу дронов и вызывают бурные дебаты среди высокопоставленных российских военачальников, военных блогеров и аналитиков о методах ведения военных действий. Дискуссия разгорелась в условиях, когда Россия ведет на Украине боевые действия на истощение, и посвящена она широкому кругу вопросов, в том числе, боевой технике, подготовке и прежде всего тактике. Многие задают вопросы о том, достаточно ли эффективно Россия приспосабливается к тому, как дроны преображают поле боя.
На протяжении столетия Россия делала ставку на мощные удары войск, танков и артиллерии, чтобы прорвать оборону противника. В этом конфликте она из-за беспилотников вынуждена использовать небольшие штурмовые группы из трех-пяти солдат, которые пытаются взять под контроль занятую противником территорию. Но эта тактика не позволяет военным овладевать большими участками местности.
"Происходящее в зоне российско-украинского конфликта в новинку военным экспертам, — сказал ветеран российской военной аналитики Александр Гольц, работающий сейчас в Шведском институте международных отношений. —Там много новшеств".
Споры о том, как ведутся эти боевые действия, разгораются в военных журналах и на онлайн-форумах. <...> Некоторые предлагают нестандартные идеи. Например, два авторитетных военных мыслителя, бывший начальник Генерального штаба Юрий Балуевский и известный аналитик Руслан Пухов недавно написали некролог танку в журнале "Россия в глобальной политике". Теперь, когда дроны господствуют на поле боя, они ставят под сомнение ценность "уязвимой машины с ограниченными возможностями установленного на ней вооружения, которая по цене приближается к стоимости истребителя".
Прямая критика со стороны солдат также ведет к изменениям в боевой технике, чтобы находящиеся на фронте вооружения стали менее уязвимыми, говорят эксперты. Согласно газетам, публикуемым Министерством обороны, модернизировано более 190 систем вооружения. Например, военные водители, сидящие за рулем грузовиков, раньше были легкой мишенью, потому что кабины у них не были бронированными. Но сейчас на них ставится броня.
Путин предупреждает: Иран сможет потопить авианосец США российской ракетой
Более десяти лет назад Россия начала создавать небольшие, хорошо подготовленные тактические группы численностью от 600 до 800 человек, которые могли действовать в качестве сил быстрого реагирования. <...> Затем появились беспилотники, а вместе с ними небольшие группы от трех до пяти человек, которые пытаются их нейтрализовать.
Сосредоточение сил вблизи линии фронта превратились в смертельную ловушку. Полоса земли между противостоящими армиями шириной примерно 30 километров стала, как говорят военные аналитики, "прозрачным полем боя", где дроны могут обнаружить, выследить и атаковать практически все, что движется, срывая попытки объединенных сил совершать маневр, который необходим для проведения масштабного наступления.
Наиболее существенным изменением в российской тактике в последнее время стало применение небольших групп численностью от двух до пяти военнослужащих на мотоциклах или внедорожниках, пытающихся проникнуть вглубь обороны противника с целью уничтожения операторов беспилотников.
Российские военные хотят найти эффективное средство противодействия беспилотным летательным аппаратам, чтобы можно было возобновить сосредоточение достаточных сил и вооружений для взятия и удержания большей территории, говорит Гольц и другие специалисты.
<...>
Авторы исследования, опубликованного в августе арлингтонским Центром военно-морского анализа, который занимается вопросами национальной безопасности, пришли к заключению, что Россия не внесла фундаментальные изменения в свою военную доктрину.
Российские военные мыслители часто придерживаются мнения о том, что "технологии решат проблему", говорится в исследовании. Другими словами, они рассчитывают, что со временем появится какое-то техническое новшество, которое позволит нейтрализовать беспилотные летательные системы, и военные смогут снова господствовать на поле боя, совершая маневры большими силами. "Они мало думают об альтернативных оперативных концепциях", — говорится в исследовании.
В 2024 году Россия создала специализированное подразделение для борьбы с дронами, а в ноябре по особому указанию президента Владимира Путина расширила эту работу, сформировав отдельный род войск под названием войска беспилотных систем. Беспилотники с обеих сторон сейчас выполняют множество задач на поле боя, включая ведение разведки, радиоэлектронной борьбы и нанесение ударов.
Беспилотники стали основным оружием против личного состава и боевой техники. По данным российской статистики, приводимой в журнале "Россия в глобальной политике", по состоянию на начало 2025 года на их долю приходилось 70% безвозвратных боевых потерь.
Боевая подготовка — это еще одна проблема, о которой активно говорят. Многие из мобилизованных в 2022 году получили возможность сделать всего несколько выстрелов из боевого оружия, а после этого их сразу же отправили на передовую. Теперь, по крайней мере, многих учат различать звуки, издаваемые различными типами дронов, говорят эксперты.
Когда тактика борьбы с беспилотниками будет усовершенствована, танки смогут снова занять центральное место на поле боя, сказал военный аналитик Дмитрий Кузнец, давая интервью независимому новостному сайту Meduza*, который работает за пределами России. Однако, добавил он, "прошло то время, когда Россия создавала на фронте бронированный кулак".
* признана в России СМИ-иностранным агентом и нежелательной организацией
Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>