Хрестоматийный образ богатой и деспотичной помещицы, показанный Иваном Сергеевичем Тургеневым в его рассказе «Му-му», появился из реальной жизни писателя – прототипом для нее стала мать писателя, Варвара Петровна Тургенева. Именно такой она и была: властной и суровой, державшей в кулаке и семью, и своих крепостных.
Но те, кто знал ее хорошо, понимали, что после того, что пришлись пережить Варваре Петровне в детстве, сделаться мягкой и доброй было невозможно.
Трудное детство
30 декабря 1787 года у Екатерины Ивановны Лутовиновой родилась девочка, которую назвали Варварой. Отец два месяца не дожил до рождения дочери. Молодая вдова заниматься воспитанием дочки не стала и отдала ее теткам. Когда девочке было 8 лет, мать второй раз вышла замуж, за помещика Сомова. И мать забрала девочку к себе.
Мать устроила свою жизнь, а для девочки наступили ужасные времена. Отчим оказался настоящим тираном, он напивался, бил и унижал ее, а когда Варвара подросла, стал домогаться. Когда Варе исполнилось 16 лет, ее мать умерла, и девушка оказалась перед непростым выбором – или поддаться домогательствам отчима в надежде, что он станет к ней более снисходительным, или… бежать из дома. И девушка сбежала.
Убежала она к своему дяде, Ивану Ивановичу Лутовинову. Дядя тоже оказался человеком непростым. Это был черствый, сухой, привыкший к одиночеству старик, помешанный на своих богатствах и с явными психическими отклонениями. Появлению племянницы он не обрадовался, родственных теплых чувств к ней не испытывал. Между ними часто возникали ссоры, он даже запирал ее в комнате, контролировал каждый шаг. Но, все-таки, не бил и не домогался. Поэтому Варвара терпела – деваться все равно было некуда. К тому же дядя, несмотря на свою скупость, оплатил ее образование.
Так продолжалось 10 лет. В 1813 году дядя умер, и 26-летняя бесприданница вдруг стала владелицей огромного состояния – дядя все завещал ей. Писатель Юрий Лебедев в биографической книге «Тургенев» пишет:
«…только в орловских имениях насчитывалось 5 тыс. душ крепостных крестьян, а кроме Орловской были деревни еще и в Калужской, Тульской, Тамбовской, Курской губерниях. Одной серебряной посуды в Спасском оказалось 60 пудов, а скопленного Иваном Ивановичем капитала — 600 тыс. рублей».
Молодая помещица в поисках личного счастья
Варвара получила богатство, свободу и власть. Вместе с ними к ней пришла ответственность за владения дяди – и она взяла на себя управление сельхозработами, лесозаготовками, мастерскими по изготовлению мебели, мельницей, маслозаводом. И это у нее получалось хорошо - Варвара быстра сжилась с ролью богатой помещицы.
Хотя Варвара была молодой, свободной и богатой помещицей, желающих жениться на ней не находилось. По губернии ходили разговоры о ее тяжелом характере, а кроме того, она не отличалась привлекательной внешностью. Современники описывали ее так:
«Некрасивая, небольшого роста, немного сутуловатая, она имела длинный и вместе с тем широкий нос с глубокими порами в коже, отчего он казался как бы изрытым оспой. Глаза у нее были черные, злые, неприятные».
К тому же и манеры, и увлечения у нее были мужские: она любила стрелять из ружья и играть в бильярд.
Но Варвара не собиралась прожить свою жизнь в одиночестве. Жениха она решила завлечь дорогими подарками. В 1815 году он влюбилась в гусара Матвея Муромцева, который был моложе ее на 7 лет. Она устраивала в его честь праздники, преподносила ему дорогие подарки. Но не помогло. Сам Матвеев позже вспоминал:
«В Орле я познакомился с Варварой Петровной, она была мне роднёй, очень богата и совершенно свободна. Ей вздумалось в меня влюбиться. Из Орла она переманила меня в своё с. Спасское, где в мою честь давала праздники, иллюминацию, у неё был домашней театр и музыка. Всё с её стороны были ухищрения, чтобы за меня выйти замуж. На мои именины, 9 августа, она преподнесла мне в подарок купчую на Елецкое имение в 500 душ. Но я был молод и потому отверг подарок, изорвав купчую. Я уехал от неё ночью тихонько».
Но жених для нее все же нашелся.
Семейная жизнь
Как-то в имение заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев. Он был ремонтером, то есть, закупал лошадей для армии, и его интересовали лошади из конюшен орловской помещицы. Так произошло их знакомство. Сергей Николаевич был из обнищавшей семьи и нуждался в деньгах. И хотя он был значительно моложе Варвары, их брак состоялся.
Характеры своих родителей, их отношения Тургенев позже вывел в повести «Первая любовь»:
«Мой отец, человек ещё молодой и очень красивый, женился на ней по расчету: она была старше его десятью годами. Матушка моя вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала, сердилась — но не в присутствии отца; она очень его боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно... Я не видал человека более изысканно спокойного, самоуверенного и самовластного».
Первые годы супруги жили в Орле. В 1821 году Сергей Николаевич в чине полковника вышел в отставку, и Тургеневы перебрались в Спасское-Лутовиново, где жили очень пышно. Еще в Орле у них родилось три сына – Николай, Иван и Сергей. Болезненный Сергей умер в 16-летнем возрасте.
В 1827 году семья из-за необходимости продолжить образование подросших детей переехала в Москву. К этому времени между родителями уже ощущался серьезный разлад. Сергей Николаевич изменял супруге, не стараясь особо скрывать этого. Варвара Петровна страдала, ревновала, устраивала сцены, которые Сергей Николаевич переносил довольно равнодушно и свое поведение менять не собирался.
Чтобы отомстить супругу, Варвара Петровна закрутила роман с домашним врачом, молодым человеком, приглашенным в поместье из-за болезни Сергея Николаевича. 45-летняя женщина забеременела, и в июне 1833 года родила внебрачную дочь, которой дала свое имя. Чтобы соблюсти приличие, фамилию и отчество девочка получила от ее крестного отца, соседского помещика Николая Богдановича. Официально девочка считалась сиротой, а в доме матери она жила и воспитывалась как приёмная дочь. В 17 лет она вышла замуж за помещика Дмитрия Павловича Житова. Как и единоутробный брат Иван Тургенев, Варвара стала писать рассказы, повести, воспоминания и стала известна как писательница Варвара Житова, оставившая воспоминания о своем брате.
Что интересно, отец девочки, Андрей Евстафиевич Берс, позже женился и в браке у него родилась дочь Софья. Позже она стала женой Льва Толстого.
В октябре 1834 года муж Варвары Петровны умер. Она в то время находилась за границей и вернулась только через полгода. Она была настолько обижена на мужа, что даже не поставила памятник на могилу, которая теперь утеряна.
Одержимая властолюбием
В 46 лет Варвара Петровна осталась вдовой. Характер ее и ранее был скверным, взрывным, а после смерти супруга испортился окончательно. Варвара Житова вспоминала:
«После долгих страданий и продолжительной неволи, сознание собственной силы развило в Варваре Петровне тот эгоизм и жажду власти, которые так многих из окружавших ее заставляли страдать».
Своим огромным хозяйством она руководила не только жесткой рукой, но и своеобразно, будто строя свое «государство». У нее были свои «министры», которые заседали в «учреждениях» и по утрам являлись к ней с докладом. За порядком в поместье следила своя «полиция». Прислуга в доме была одета в форму, напоминающую костюмы госслужащих, и называла их «государыня» по фамилиям министров.
Над домом в усадьбе были вывешены два флага: на одном - герб Тургеневых, на другом – Лутовиновых. Когда Варвара Петровна была в дурном настроении, эти флаги спускали, и если в то время к усадьбе подъезжали гости, то, не видя флагов, они предпочитали вовремя повернуть назад. Любимым её изречением было «хочу казню, хочу милую». Она была жесткой крепостницей и крестьян за малейшую провинность могли наказать кнутом. При этом всю прислугу обучили грамоте.
Иван Сергеевич не зря называл свою мать «Салтычихой».
Отношения с сыновьями
Непростыми были отношения Варвары Петровны с сыновьями. То она была нежной, заботливой и внимательной матерью, то срывалась на них из-за пустяков и сурово наказывала. По воспоминаниям Варвары Житовой:
«…тем, кто любил ее, кто был предан ей, доставалось горше всех. Можно было думать, что она хотела выместить на других свое несчастное детство, свою подавленную под гнетом семейной обстановки молодость и дать другим испытать те же страдания, какие сама испытала. И как все это постоянно мучило Ивана Сергеевича!»
Тургенев вспоминал:
«Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута».
И это при том, что Иван Сергеевич у Варвары Петровны был любимцем. Когда в 1838 году она проводила сына в путешествие за границу, то даже упала в обморок. А во время его редких появлениях в имении там воцарялась тишина.
Несмотря на любовь к сыну, в 1834 году Варвара Петровна продала крестьянку Лушку, к которой Иван испытывал очень нежные чувства. При этом, когда в 1842 году находившаяся при барыне белошвейка родила от Ивана Сергеевича дочь Пелагею, в ответ на просьбы сына о снисхождении она сказала ему:
«Ты странный, я не вижу греха ни с твоей, ни с её стороны. Это простое физическое влечение».
Тот спокойно оставил девочку Варваре Петровне на воспитание, но, когда вернулся через 8 лет, увидел, что та обращается с внучкой как с крепостной.
Варвара Петровна Тургенева умерла 16 ноября 1850 года в Москве, в своем доме на Остоженке. Ей было 63 года. Похоронена в Донском монастыре в Москве. Ее имущество унаследовали сыновья Николай и Иван.
Образ матери, вздорной, жестокосердной барыни, не раз встречается в произведениях писатели – прототипом для них послужила его мать, Варвара Петровна. Ее легко можно узнать в барыне из повести «Му-му» и рассказа «Собственная господская контора», в матушке из «Первой любви», в бабушке из «Пунина и Бабурина».
В Москве, по адресу ул. Остоженка 37, стр. 7, сохранился особняк Варвары Петровны. Сейчас в нем располагается музей И.С. Тургенева, который также называют «дом Муму».