Найти в Дзене

«Наша задача – помогать людям молиться». Елизавета Калчева рассказывает о тех, кто поёт на клиросе

Хор, клирос, лик – такими словами обозначают организованную группу певчих, которые поют каноны, тропари, ирмосы, псалмы и молитвы. Церковные певцы своим пением как бы символизируют ангелов, поэтому церковный хор и называют ликом - подобно лику ангельскому.
У лика важнейшая роль – он не только озвучивает тексты богослужений, но и является голосом всей церковной общины.
Кто сегодня помогает молящимся в Свято-Никольском соборе? Как удаётся молодому регенту Елизавете Калчевой созидать на клиросе прекрасный звук и хорошую атмосферу? - Елизавета, когда вы впервые в качестве регента пришли на клирос в нашем соборе? - Первая служба у меня была в субботу, 9 декабря 2023 года. - Начало, как мы помним, было довольно сложное – хор был нестройным, нередко возникали ошибки, фальшивое пение. Но наш настоятель, отец Михаил, призывал прихожан немного потерпеть. Батюшка был прав, наше терпение вознаградилось. - Да, начало было сложное. И привыкнуть к регентству, и набрать людей было сложно. И нужно б

Хор, клирос, лик – такими словами обозначают организованную группу певчих, которые поют каноны, тропари, ирмосы, псалмы и молитвы. Церковные певцы своим пением как бы символизируют ангелов, поэтому церковный хор и называют ликом - подобно лику ангельскому.
У лика важнейшая роль – он не только озвучивает тексты богослужений, но и является голосом всей церковной общины.
Кто сегодня помогает молящимся в Свято-Никольском соборе? Как удаётся молодому регенту Елизавете Калчевой созидать на клиросе прекрасный звук и хорошую атмосферу?

- Елизавета, когда вы впервые в качестве регента пришли на клирос в нашем соборе?

- Первая служба у меня была в субботу, 9 декабря 2023 года.

- Начало, как мы помним, было довольно сложное – хор был нестройным, нередко возникали ошибки, фальшивое пение. Но наш настоятель, отец Михаил, призывал прихожан немного потерпеть. Батюшка был прав, наше терпение вознаградилось.

- Да, начало было сложное. И привыкнуть к регентству, и набрать людей было сложно. И нужно было просто со многим смиряться, что не всё сразу будет получаться. Мне было сложно состыковать богослужения с расписанием занятий в колледже – это был Приморский краевой колледж искусств (ПККИ), я его окончила в 2024-м году.

- Как вы набирали певчих?

- Я многих звала из колледжа, многие просто за мной приходили. Приглашала через знакомых знакомых, так это было... Сегодня нас уже пятнадцать человек. Стараемся, чтобы все стабильно ходили, но многие учатся, иногда служба совпадает с концертом, из-за этого приходится пропускать. Кто-то живет за городом, бывает, что из-за погоды не могут приехать.

Слева направо: Дарья Костыркина, Ярослава Кошкарова, Анна Сосновенко, Елизавета Калчева, Виктория Гусарова, Анастасия Шкрабова.
Слева направо: Дарья Костыркина, Ярослава Кошкарова, Анна Сосновенко, Елизавета Калчева, Виктория Гусарова, Анастасия Шкрабова.

– Расскажите немного подробнее о тех, кто, подобно ангелам, с высоты славит Бога? У всех ваших хористов музыкальное образование?

– Нет, не у всех. Аня Сосновенко учится на педагогическом, первый курс. Дарья Горзина и Кира Голод – из ПКИИ, Виктория Гусарова и Александр Хайбулов учатся в Музыкальном колледже при Дальневосточном государственном институте искусств (ДВГИИ); Александр – будущий вокалист, четверокурсник. Там же обучается и моя сестра, Софья Калчева. Среди певчих также мой муж – Эдуард Попов и моя мама, Мария Калчева. Иногда, когда требуется помочь, приходит брат, Данил. Помогают нам и матушка Евгения, супруга отца Михаила, и матушка Анастасия Зверева.

Две девочки окончили вузы. Анастасия Шкрабова окончила в этом году Дальрыбвтуз, получила специальность пищевого технолога; она пришла на клирос в апреле 2024 года, поёт партию сопрано. Дарья Кострыкина –тоже сопрано, окончила ВВГУ, работает дизайнером интерьеров, она у нас с февраля 2025 года.

Ярослава Кошкарова - десятиклассница, учится в православной гимназии, поёт партию альта. Есть у нас семья – Александр и Валерия Трифоновы; муж – звукооператор, жена учится в медицинском. Дмитрий Калинин – он здесь очень давно поёт, 18 лет, если я не ошибаюсь. Недавно пришли Никита Клеванный и Ксения Инютина. Ксения учится на 4 курсе колледжа ПКИИ на дирижера. И совсем новенькая ­ Екатерина Панова, она учится в 10 классе, окончила музыкальную школу.

– Иногда, на особо торжественных богослужениях, появляются еще приглашенные, да?

- Да, я приглашаю певчих из разных хамов, чтобы усилить хор. Потому что бывает, что выпадают праздники – например, престольный праздник - на будний день. У многих работа, учеба, тогда приходится приглашать из других храмов еще.

Елизавета Калчева с сестрой Софьей
Елизавета Калчева с сестрой Софьей

– Как распределяются в вашем хоре голоса?

– Сопрано, альт, тенор, бас. Все голоса, смешанный хор. Больше всего сопрано.

– Из ваших четырех сопрано кто солирует?

– Это Анастасия Шкрабова. Она сейчас уже Шкрабова, недавно замуж вышла.

Лиза, как вы решили стать регентом? Понятно, что вы из известной музыкальной семьи протоиерея Андрея Калчева, в которой все, от мала до велика, поют и играют на музыкальных инструментах. Было ли регентство неизбежно для вас? С вашим владением фортепиано вы ведь, наверное, могли стать пианисткой?

- Я изначально и выбрала светскую специальность. После окончания колледжа я продолжила обучение в Институте искусств на отделении хорового дирижирования. Но Господь управил и послал мне вот такое испытание – послужить регентом, и я очень благодарна. Слава Богу, мне очень нравится. Но это было неожиданно.

– Как это случилось?
– В Свято-Никольском соборе долго искали регента, из разных храмов пытались найти и потом выбрали в итоге меня. Но регентского образования у меня нет. Все знания я приобрела уже здесь, постепенно, и до сих пор учусь у Елены Кохановской – опытного регента и преподавателя кафедры вокального искусства и дирижирования ДВГИИ. Советовалась и с другими регентами нашего города, они мне очень помогали. Я очень благодарна им за это. То есть без их помощи тоже не получилось бы.

Молодожены - Эдуард Попов и Елизавета Калчева
Молодожены - Эдуард Попов и Елизавета Калчева

– В чем отличие регента от дирижёра?
– Одно из основных отличий этих двух профессий – конечная цель. Дирижёр – музыкальный руководитель, его основная задача – интерпретация музыкальных произведений и управление исполнением. А регент служит церкви, и помимо всех музыкальных требований к нему есть еще одно – создавать атмосферу для богослужения. Пение во время богослужения не главное. Кроме духовной составляющей у церковного пения есть особенность в исполнении: распевы на гласы, наложение мелодии на церковнославянские тексты, знаменная нотация и много других нюансов.

– Как часто вам приходится делать репетиции – спевки?

– В основном по воскресеньям после службы. В будние дни я пыталась, но не получается. Потому что у всех работа или учеба, у меня тоже не получается. Если мы меняем распев, то заранее, где-то за две недели до службы репетируем это. Вот, например, к Рождеству мы готовились два месяца. Кому-то я скидывала ноты, кто обладает навыками самостоятельного изучения. Ну и помимо спевок стараюсь общаться – ребята задают мне какие-то вопросы, я им отвечаю. Я в основном занимаюсь индивидуально с новенькими ребятами, которые только пришли или кому нужно навыки какие-то подтягивать – занимаюсь с ними дома, либо в храме индивидуально.

– Скажите, можно быть неверующим и петь в церковном хоре? Вы как к этому относитесь?

– У меня есть девушка невоцерковлённая, но она с уважением относится к Церкви. Ей это интересно, ей это очень нравится. И она меняется. Я с ней училась в колледже, она была такая… открытая, свободная. А тут открылась как очень добрый человек. Она, в принципе, всегда была доброй, но тут стала какой-то очень терпеливой, я бы сказала. Она довольно часто бывает у нас на службах, выручает меня, я могу на нее положиться. И хочу, чтобы она потихонечку становилась тоже регентом, потому что ей это интересно.

Дмитрий Калинин, заслуженный певчий и неизменный чтец
Дмитрий Калинин, заслуженный певчий и неизменный чтец

– А каким вы видите наш хор в идеале? К чему стремитесь?

– Всегда есть к чему стремиться. Я каждый год делаю выводы. И хочу сделать традицию (мы один раз так сделали) – собираться у меня дома с ребятами и общаться, просто обсуждать – к чему мы пришли, какие у нас цели, чего хотим добиться и чего мы уже удалось достичь.

– Какие же у вас цели?
– Хочется, чтобы хор окреп, чтобы был стабильным, и петь еще больше красивой музыки.

– Как вы понимаете задачу, миссию церковного хора? Для чего он предназначен?

– Помочь молящемуся молиться, настроиться на молитву. Хор должен не мешать, а помогать этому. Ну и хор – это в целом как открытая богослужебная книга. Молящиеся должны в первую очередь слышать слово, улавливать смысл. И что ещё важно: я стараюсь следить за тем, чтобы в хоре была хорошая атмосфера. Потому что атмосфера передаётся молящимся. Хор как бы транслирует то, что находится внутри каждого певчего, который поет в хоре, и молящиеся улавливают эти импульсы.

В верхнем ряду - Ярослава Кошкарова, Александр и Валерия Трифоновы. Второй ряд: Дарья Костыркина, Виктория Гусарова, Ксения Инютина, Александр Хайбулов. Стоит: матушка Мария Калчева. Нижний ряд: Дарья Горзина, Анастасия Шкрабова, Анна Сосновенко, Екатерина Панова, Елизавета Калчева.
В верхнем ряду - Ярослава Кошкарова, Александр и Валерия Трифоновы. Второй ряд: Дарья Костыркина, Виктория Гусарова, Ксения Инютина, Александр Хайбулов. Стоит: матушка Мария Калчева. Нижний ряд: Дарья Горзина, Анастасия Шкрабова, Анна Сосновенко, Екатерина Панова, Елизавета Калчева.

Что ж, от лица молящихся подтверждаем – добрая энергия, идущая с клироса, действительно помогает нам молиться, улавливать смысл богослужебных текстов и всем вместе правильно славить Бога. Желаем нашему хору и его регенту Божьей помощи в их благородном служении!