Найти в Дзене
Жорик – историк

21 января — смерть Розалии Землячки

21 января 1947 года, в очередную годовщину смерти Ильича, почти незамеченным прошло сообщение о кончине «видной большевички» и пламенного борца за дело трудового народа Розалии Самойловны Землячки. Мы знаем о ней как о кровавой фурии большевистского террора, человеке, организовавшем самую массовую карательную акцию первых лет советской власти — красный террор в Крыму. Это она лично ставила к стенке невинных гражданских и расстреливала их из нагана. Это она приказывала топить в море баржи с женщинами и детьми. Да что там говорить, Землячка, этот «демон в юбке», носилась в кожанке по всему полуострову и расстреливала недобитых белогвардейцев. За эту кровавую беллетристику стоит сказать спасибо не только Солженицыну, превратившему Розалию Землячку в зловещий жупел и «фурию красного террора», но и эмигрантским писателям Мельгунову и Шмелёву, создавшим публицистический фундамент образа Землячки как женщины-палача. На самом деле Розалия Самойловна Залкинд находилась на полуострове на должнос

21 января 1947 года, в очередную годовщину смерти Ильича, почти незамеченным прошло сообщение о кончине «видной большевички» и пламенного борца за дело трудового народа Розалии Самойловны Землячки.

Мы знаем о ней как о кровавой фурии большевистского террора, человеке, организовавшем самую массовую карательную акцию первых лет советской власти — красный террор в Крыму. Это она лично ставила к стенке невинных гражданских и расстреливала их из нагана. Это она приказывала топить в море баржи с женщинами и детьми. Да что там говорить, Землячка, этот «демон в юбке», носилась в кожанке по всему полуострову и расстреливала недобитых белогвардейцев.

Розалия Землячка в начале 1900-х и в начале 1940-х
Розалия Землячка в начале 1900-х и в начале 1940-х

За эту кровавую беллетристику стоит сказать спасибо не только Солженицыну, превратившему Розалию Землячку в зловещий жупел и «фурию красного террора», но и эмигрантским писателям Мельгунову и Шмелёву, создавшим публицистический фундамент образа Землячки как женщины-палача.

На самом деле Розалия Самойловна Залкинд находилась на полуострове на должности секретаря Крымского обкома РКП(б) всего два месяца и занималась отнюдь не расстрелами, а тем, что пыталась наладить систему управления губернией после бегства Врангеля.

Да и не могла никого она расстреливать — у руководимого ею обкома в принципе не было полномочий устраивать репрессии. Этим занимались «революционные тройки», подчинявшиеся Управлению Особых отделов ВЧК при РВС Южного и Юго-Западного фронтов. Нет ни единого документа, ни единого свидетельства прямого участия Розалии Землячки в репрессиях. А вот ее жалобы архивы сохранили. Не на контрреволюцию, нет. А на то, что бессистемные расстрелы «производят крайне негативное впечатление и на население, и на руководство крымских органов, и даже на часть крымских парторганизаций» (письмо Р. С. Землячки от 14 декабря 1920 г.)

Мириам Сехон в роли Розалии Землячки в фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар», 2014 год
Мириам Сехон в роли Розалии Землячки в фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар», 2014 год

Крымский период Землячки закончился в январе 1921 года. Она уехала в Москву и до самой смерти работала на различных должностях (пик карьеры — заместитель председателя Совнаркома), параллельно занимаясь писательством — мемуарами и воспоминаниями о Ленине.

Умерла она 21 января 1947 года от сердечной недостаточности на 71 году жизни. Была кремирована и нашла последнее пристанище в Кремлевской стене между прахами министра угольной промышленности Вахрушева и маршала Толбухина.