Найти в Дзене
Не историк

Спорные утверждения летописца в рассказе о призвании варягов

Предлагаю обратить внимание читателя на несколько мест из рассказа о призвании варягов, помещенного в Повести временных лет (далее – Повесть). Хочу сообщить вам, уважаемые читатели, что бытующие в интернете различные домыслы о подделке, фальсификации, подмене текста Повести, а равно и многочисленных летописных сводов, мною отвергаются и не рассматриваются. Поклонники подобных домыслов о кознях Ватикана, Романовых, немецких ученых, британской разведки и тому подобное, могут с автором не соглашаться. Известно, что кроме Повести, других русских письменных источников по истории Руси, касающихся событий IX-X вв. в распоряжении исследователей пока нет, и едва ли таковые источники появятся. Первый известный всем историк Руси, Нестор, озаглавил свой труд так: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская Земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская Земля». В Повести, среди прочего, приводится рассказ о призвании варягов. Сведения, указанные летописцем в рассказе о призвании

Предлагаю обратить внимание читателя на несколько мест из рассказа о призвании варягов, помещенного в Повести временных лет (далее – Повесть).

Хочу сообщить вам, уважаемые читатели, что бытующие в интернете различные домыслы о подделке, фальсификации, подмене текста Повести, а равно и многочисленных летописных сводов, мною отвергаются и не рассматриваются. Поклонники подобных домыслов о кознях Ватикана, Романовых, немецких ученых, британской разведки и тому подобное, могут с автором не соглашаться. Известно, что кроме Повести, других русских письменных источников по истории Руси, касающихся событий IX-X вв. в распоряжении исследователей пока нет, и едва ли таковые источники появятся.

Первый известный всем историк Руси, Нестор, озаглавил свой труд так: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская Земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская Земля».

В Повести, среди прочего, приводится рассказ о призвании варягов. Сведения, указанные летописцем в рассказе о призвании варягов, вызвали в середине XVIII в. бурную дискуссию среди российских историков, продолжающуюся до сих пор.

Основным стержнем научных споров послужили следующие утверждения летописца:

1. Отсутствие порядка у кривичей, словен и чуди накануне призвания варягов. «Изгнали варяг за море, и не дали дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом».

Такая картина, нарисованная летописцем, не понравилась значительной части русских историков, потому что под нее можно было подвести теорию об отсутствии у славян способности к самоорганизации, и возможность использовать антиславянский тренд о неполноценности славян и, далее русских, как одного из славянских народов.

2. Приглашение кривичами, словенами и чудью варягов с Рюриком, Синеусом и Трувором: «Приходите княжить и владеть нами».

При этом летописец не сообщает ничего из прошлого Рюрика, не указывает конкретное место, где пребывал Рюрик до принятия приглашения. Летописец использует прием неопределенности. «И пошли за море …».

Среди исследователей, такая случайная, а возможно и преднамеренная, «неосведомленность» летописца о происхождении Рюрика и его братьев, породила ряд версий о «национальной» принадлежности Рюрика и его тождественности конкретным историческим персонажам (), известным по зарубежным письменным источникам.

Второй пункт научных споров, в некоторой степени, является порождением первого пункта. Русофилам, весьма обидно признать в Рюрике «скандинавское» происхождение. Им предпочтительно представлять Рюрика, вышедшим из западных славян, в крайнем случае, из пруссов, и совсем в крайнем - из литовского народа.

3. Сообщение летописца, о том, что приглашенные варяги и есть русь.

«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти».

В поисках указанной летописцем «заморской Руси» участвовали, и до сих пор участвуют, многие исследователи, причем, как профессиональные историки, так и большое количество дилетантов (автор публикации не является исключением). Предлагается множество версий, более или менее правдоподобных, иногда вовсе утопических, но работа продолжается.

Не менее напряженная поисковая деятельность кипит вокруг этнической принадлежности как самих варягов и руси по отдельности, так и неких «варягов-руси». По этому вопросу появляется множество версий, которым нет конца и края. И третий пункт, как и второй, тоже проистекает из первого.

А еще на поиски «исторической правды» выпустили генетику!!! Предполагается, что достаточно нанести на карту Евразии локализацию определенных генетических маркеров в исследованных человеческих захоронениях, и сравнить их с генетическими маркерами ныне живущих народов, и вот Она - «правильная или достоверная история человечества» за последние сорок веков. Но можно ли не принимать во внимание тексты древнерусских летописей?

Кроме трех вышеуказанных вопросов для дискуссий в рассказе о призвании варягов, на мой взгляд, есть также и более мелкие камни преткновения, а именно.

1. Куда первоначально прибыл призванный Рюрик в Новгород или Ладогу? В разных редакциях Повести присутствуют обе версии.

2. По какой причине и куда со страниц летописи исчезли почти на три века упоминания Изборска и Белоозера? Это города, назначенные летописцем братьям Рюрика Трувору и Синеусу.

3. Откуда появились в рассказе о призвании варягов города Полоцк, Ростов, Муром, отданные Рюриком в управление своим мужам, по словам летописца? Археологи до сих пор не нашли на месте расположения этих городов достойные полноценному городскому поселению артефакты, соответствующие указанному в Повести 862 году.

4. Появление в Киеве Аскольда и Дира, не менее легендарных чем Рюрик. Исследователи создали множество версий о происхождении Аскольда и Дира и их этнической принадлежности.

Для реконструкции событий, происходивших в IX-X вв. на просторах от Балтийского до Средиземного моря и от Рейна до Урала, придется также прибегать к известиям иностранных письменных источников. Археологическая наука внесет свою лепту в изучение данного вопроса. Не следует отвергать и мнения академических ученых историков всех времен и народов.

Возможно распутывание клубка спорных (или нет?), утверждений летописца в рассказе о призвании варягов, приблизит нас к истине.

Планирую создать и опубликовать серию статей по указанной выше теме.