Здравствуйте, уважаемые читатели! В 1940 году Литва входит в состав СССР, и на базе её войск формируются уже советские дивизии Красной армии, в частности, была создана 184-я стрелковая дивизия в составе 29-го стрелкового корпуса. Но армия — это срез общества, и части бывшей литовской армии полностью соответствовали этому понятию: часть поддерживала советскую власть и доказала это в бою, другая люто ненавидела и была готова идти путем предательства. При этом замечу, столицу Литве в 1939 году подарил именно СССР, но это так, отступление. Давайте вернемся в войска в Прибалтике. К войне 184-я стрелковая дивизия была усилена артиллерией и дислоцировалась в районе Алитуса, недалеко от границы, причем командование Красной Армии иллюзий по поводу этой части не строило и считало дивизию очень неблагонадёжной, но заменить всех на своих не успели, хотя командование подкорректировали, включая корпусное, отправив Винцаса Иосифовича Виткаускаса в Москву на учебу и прислав Александра Георгиевича Самохина, и такой эта часть встретила войну.
Уже на второй день Великой Отечественной, 23 июня 1941 года, 184-я стрелковая дивизия в окружении, и литовцы поднимают бунт, стараясь ликвидировать командиров, которых, так сказать, прислали с большой земли, и перейти на сторону врага. В полне возможно была определённая работа абвера. К своим на прорыв идут приданные дивизии артиллеристов, противотанкисты и моторизованные подразделения, которые после тяжёлого пятичасового боя, понеся потери, все-таки вырываются из окружения и отступают на восток. Отходит и командир, полковник Виноградов Матвей Васильевич, который был назначен на данную должность только в начале июня 1941-го. Что касается бунтовщиков, они по большей части нашли пристанище в полицейских и карательных отрядах, став цепными псами Третьего рейха, и им было безразлично кого карать.
В завершение добавлю: в Прибалтике наше командование ожидало бунта и среди гражданского населения, и это имело место быть. Так, 22 июня 1941 года советские танки были отведены от Алитуса, так как командование опасалось, что местные начнут поджигать танки в городе, как итог немцы форсируют реку, взяв мост, и наши танкисты будут пытаться ликвидировать плацдарм, а не срывать попытки форсирования Немана. А на этом всё. Спасибо за внимание. До свидания!