Получив от венесуэлки Мачадо ее Нобелевскую премию мира, Трамп переключил все внимание на Гренландию. Но что происходит в Венесуэле, которая еще совсем недавно была в центре мировых новостей? Мы пообщались с простыми венесуэльцами, договорившись не обсуждать политику. Картина из их рассказов сложилась такая: жизнь в стране настолько трудна, что даже «предложения, от которых нельзя отказаться» со стороны Трампа вызывают надежду.
Предприниматель Карлос Чакон живет в городе Валенсия на севере Венесуэлы.
- После 3 января (день похищения президента Мадуро американцами – Ред.) мы живем в неопределенности, - говорит Карлос. - Но многие надеются на перемены к лучшему, потому что экономическая ситуация в последние годы постоянно ухудшалась. Курс нашей валюты боливара к доллару падал, поэтому росли цены.
- А купить продукты можно?
- Да, еда на прилавках есть, очередей нет. Но очереди встают на заправках, топлива не хватает.
Почему такое происходит в стране, богатой нефтью и газом? Правительство не давало ответ на этот вопрос ни до 3 января, ни после. Но причина ясна: из-за санкций США и упадка нефтяного сектора мы стали продавать всё меньше нефти. Особенно плохо дела пошли после смерти президента Уго Чавеса.
ВОЕННЫЙ БОНУС
- Западные СМИ пишут, что минимальный размер оплаты труда у вас - 130 боливаров. Это всего тридцать центов! Реальная картина все-таки не такая мрачная?
- Конечно, никто не живет на такие маленькие деньги. Из Венесуэлы всегда можно было свободно уехать за границу на заработки или постоянное место жительства. С 2019 года эмигрировали около 8 миллионов венесуэльцев. Многие пересылают деньги домой.
Все хотят, чтобы в стране было побольше американской валюты. Тогда и покупательная способность боливара повысится. Но пока этого не произошло, продавцы цены пишут в долларах.
- Из чего складывается доход среднего венесуэльца?
- Почти все получают от правительства так называемый военный бонус, «боно де герра» в 70 долларов - он призван компенсировать людям потери от экономической войны, которую против нас ведут США и ЕС. От него особенно зависимы пенсионеры, их пенсия - как раз МРОТ.
Вместе с этим бонусом средняя зарплата бюджетников - 160 долларов (12 400 руб.) в месяц, в частном секторе доходит до 237 долларов (18 400 руб.)
Многие работают на нескольких работах, чтобы позволить себе и своей семье мясо, а не только муку, кукурузу и овощи.
- Я еще читал, что у вас есть комитеты по снабжению, которые раздают продуктовые наборы по символическим ценам. Так можно получить килограмм сахара, пару банок консервов, макароны…
- Процентов, думаю, восемьдесят венесуэльцев считают историю с наборами унижением. Эти продукты очень плохого качества. Были случаи отравления, особенно консервами.
- Как захват Мадуро и намерения США насчет Венесуэлы отразились на вашей экономике?
- В первые дни после военной операции американцев доллар на черном рынке подскочил. Но потом упал.
Люди надеются на лучшее. Перед началом года пессимисты говорили об инфляции в 2000 процентов в 2026-м. Это было бы катастрофой, ведь в 2025-м она составила всего 48 процентов.
А теперь что-то меняется – вдруг худшего удастся избежать? Люди надеются.
«УЖЕ НИЧЕГО НЕ БОИМСЯ»
Сорайя Патиньо преподает иностранные языки. Сейчас она переехала в Колумбию.
- В Венесуэле я пережила шесть девальваций нацвалюты и два госпереворота, - объясняет собеседница. - Благодаря этому я многому научилась.
Мы, венесуэльцы, уже ничего не боимся. Не кидаемся, как раньше, при любом кризисе за туалетной бумагой в магазины. Зачем скупать рулоны? Ну, проживешь ты еще какое-то время с чистым задом, брюхо-то все равно пустым останется…
В конце восьмидесятых я училась в Петербурге на преподавательницу русского языка. Это было прекрасное образование, очень престижное! Но быт был тяжелым. У вас то время называют переходным периодом. А у нас этот период как начался, так и не прекращается много лет – понимаете?
По возрасту я пенсионерка. Если бы я осталась в Венесуэле, то получала бы 130 боливаров плюс военный бонус. Когда я уезжала, на эти деньги можно было купить 30 долларов. При этом домашний Интернет в Венесуэле стоит 35 долларов в месяц!
Как прожить? Вот люди и эмигрируют. Венесуэла стала страной стариков, которые следят за семейными домами – ждут, когда вернутся дети из-за границы, и начнется нормальная жизнь.
Хуже уже не будет, может быть только лучше. Надеюсь, что нас перестанут душить санкции. Говорят, что уже 11 танкеров с нашей нефтью продали свой груз на международном рынке, а деньги наконец поступили национальный банк.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Трамп готовит новую операцию «круче венесуэльской»: сможет ли Куба выстоять в одиночку
«Предательства Мадуро не было»: венесуэльский депутат раскрыл правду о захвате президента
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru