Найти в Дзене
Дежурный по Мюнхену

Президенты Германии и Венгрии почтили в Мюнхене память депортированных венгерских немцев

После 1945 года десятки тысяч венгерских немцев были принуждены к тяжелому труду в советских лагерях. Тысячи людей погибли. К 80-й годовщине этих событий федеральный президент Штайнмайер и президент Венгрии Шуйок провели в Мюнхене памятные мероприятия. Осенью и зимой 1944/45 годов, когда армии Гитлера и его союзников потерпели поражение в Советском Союзе, Красная армия продвигалась по нескольким направлениям в сторону Восточной и Центральной Европы. Особенно ожесточенной была битва за Будапешт. Венгерская столица находилась в окружении на протяжении шести недель. Один из последних очевидцев тех событий, Михаэль Кретц, поделился в нескольких интервью воспоминаниями о капитуляции Будапешта в феврале 1945 года: «Нас привезли в Эрчи, небольшой городок в нескольких километрах к югу от Будапешта. Там было от 15 000 до 20 000 пленных, которых вывели на двор». Михаэль Кретц является венгерским немцем, представителем этнической группы дунайских швабов. Он родился недалеко от Будапешта и в возра
Оглавление

После 1945 года десятки тысяч венгерских немцев были принуждены к тяжелому труду в советских лагерях. Тысячи людей погибли. К 80-й годовщине этих событий федеральный президент Штайнмайер и президент Венгрии Шуйок провели в Мюнхене памятные мероприятия.

Осенью и зимой 1944/45 годов, когда армии Гитлера и его союзников потерпели поражение в Советском Союзе, Красная армия продвигалась по нескольким направлениям в сторону Восточной и Центральной Европы. Особенно ожесточенной была битва за Будапешт. Венгерская столица находилась в окружении на протяжении шести недель. Один из последних очевидцев тех событий, Михаэль Кретц, поделился в нескольких интервью воспоминаниями о капитуляции Будапешта в феврале 1945 года: «Нас привезли в Эрчи, небольшой городок в нескольких километрах к югу от Будапешта. Там было от 15 000 до 20 000 пленных, которых вывели на двор».

Свидетельства очевидца: действия советских войск

Михаэль Кретц является венгерским немцем, представителем этнической группы дунайских швабов. Он родился недалеко от Будапешта и в возрасте 21 года был призван в венгерскую армию в качестве водителя. Он вспоминал, как жестко солдаты Советского Союза обращались с венгерскими и немецкими военнопленными после взятия Будапешта.

Кретц рассказал: «Один солдат приказал: евреев сюда, рабочих туда, больных в эту сторону. У меня была опухшая нога, и я решил пойти к больным. Там стояли советские врачи, которые тщательно осматривали каждого. Всякий раз, когда они обнаруживали того, кто не был болен, подходили двое солдат и забивали его палками до смерти. Они били человека до тех пор, пока он не переставал подавать признаки жизни. Я тогда подумал: это конец. Когда я оказался последним перед врачом со своей опухшей ногой, он, к счастью, подтвердил: болен».

Десятки тысяч венгерских немцев на принудительных работах в Советском Союзе

Михаэль Кретц вспоминал, что его вместе с другими заключенными держали в подвале. Однако через шесть дней ему удалось ускользнуть в момент, когда охрана проявила невнимательность. Это было крайне рискованное действие — он видел на улицах повсюду тела людей, застреленных при попытках побега. Тем не менее Кретцу удалось выдать себя за больного гражданского лица и воссоединиться со своей семьей. Позже они были депортированы и бежали в Германию, где начали жизнь заново.

Им удалось спрятаться, когда солдаты Красной армии задерживали молодых женщин и мужчин для отправки в Советский Союз в рабочие лагеря. Это было распоряжение главнокомандующего Красной армией Иосифа Сталина. Он называл это «работой в счет возмещения ущерба». Согласно советским источникам, в качестве принудительных рабочих в Советский Союз было вывезено около 30 000 венгерских немцев, по венгерским же данным их число могло достигать 60 000 человек.

Тысячи людей не пережили принудительные работы

Венгерский историк из университета Печа Беата Маркус исследовала обстоятельства депортации этих людей. Она установила, что их перевозили в закрытых вагонах для скота — точнее, в угольные бассейны Донецкого региона, на Кавказ и в Уральский регион. Многие замерзли или умерли от голода во время поездки, длившейся неделями. Маркус отметила: «В рабочих лагерях погибла примерно треть людей. Причинами были болезни и недоедание. Им приходилось выполнять тяжелую работу в угольных шахтах и на стройках».

Те, кто выжил, в большинстве случаев были освобождены через три–пять лет. Большинство венгерских немцев впоследствии эмигрировали в Баварию, Баден-Вюртемберг, Гессен и Австрию.

Источник: Bayerischer Rundfunk