Городок художников на Верхней Масловке привлекает прохожих странными статуэтками в окнах и живописными старыми балконами, где летом можно увидеть курящего художника с мольбертом.
«Корабль искусств» начал свое плавание в далеком 1929 году. Размах проекта был грандиозным, а курировал его сам Игорь Грабарь. Новая эпоха требовала новых творцов, которые будут прославлять стройку ГЭС, покорение Сибири и авиацию.
Первые мастерские на Верхней Масловке, 9 были крохотные. Удобства на этаже. Здесь до сих пор сохранились массивные чугунные ванны для тех, кто припозднился за работой. Отдых на небольшой тахте на антресолях. Как видите, за 100 лет почти ничего не изменилось.
Все неудобства меркли по сравнению с масштабом перспектив. Проект «корабля искусств» обещал целый квартал зданий с полным циклом производства. Детский сад, институт, выставочные залы, библиотека, столовая и облагороженная зона для вдохновения. За долгие 20 лет появились три дома на Верхней Масловке и один на Петровско-Разумовской аллее. Предлагаю заглянуть в дом номер 9.
Это самый старый дом, построенный в бунтарском стиле конструктивизм. Он заметно аскетичнее других. Зато с выходом на крышу и прекрасной библиотекой на последнем этаже (так было до пожара). Представляете, взял книгу и пошел принимать солнечные ванны на крышу. Так и рождались шедевры.
Расцвет этих мест пришелся на послевоенную эпоху соцреализма, когда местные мастерские превратились отчасти в конвейер искусства. Бюсты Сталина и Ленина, картины для детских санаториев и школ. Многие умудрялись сделать карьеру на одной картине и жить безбедно. Речь про «Утро нашей Родины» Федора Шурпина. После нее автор получил Сталинскую премию и начал много пить. Авторские отчисления позволяли жить безбедно и Александру Герасимову, который после картины «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов» в Кремле, получил дачу в поселке Сокол недалеко.
Почти все авторы много писали в стол и жаловались на отсутствие свободы творчества. В 90-е ворота распахнулись и одновременно с дикой свободой на Масловку приехали толпы западных кураторов. Родственники буквально на помойку выносили полотна Татлина, Коржева и Кибрика. Атмосферу, царящую здесь в 1990-х прекрасно поймала Дина Рубина в своей книге «На Верхней Масловке». Есть не менее прекрасный фильм, где Алиса Фрейндлих сыграла доживающую старуху, которая в молодости работала с Модильяни и Пикассо, лепила бюсты Брюсова и Белого.
Все это было. В эту форточку безвременья и улетели полотна соцреалистов, которые сегодня все вдруг признали искусством. А что делают обитатели мастерских сейчас? Полная свобода творчества оказалась многим не под силу. Поэтому лучшее фото, которое описывает жизнь здесь сегодня:
Больше экскурсий и интересных постов в нашем телеграме: