В одной из предыдущих статей я уже рассказывал историю про легендарного советского разведчика Кузнецова, а именно о том, как он смог втереться в доверие к высокопоставленному немецкому офицеру и узнать о готовящемся покушении на Сталина. Так вот, таких историй про Кузнецова можно рассказать множество, и я обязательно это еще сделаю в будущем. Но сегодня отдельно хочу подсветить одну из них, в которой говорится о том, как из-за неудавшегося покушения уже на немецкого офицера, удалось узнать о готовящемся немецком наступлении в районе Курской дуги. И если в предыдущей истории Кузнецов узнал о возможном покушении, то в данном случае он его уже готовил сам. Причем готовил не на кого-то, а на одного из представителей верхушки Третьего рейха. И вот как это было.
Николай Кузнецов в первую очередь славился тем, что не просто узнавал какие-то секретные данные, но и умело выстраивал логические цепочки, основываясь даже на каких-то мимолетно брошенных фразах. К слову сказать, так произошло и на этот раз. А начало всему положила операция, в ходе которой Кузнецов пытался подобраться к обергруппенфюреру СС Эриху Коху. Пытался подобраться далеко не один, а вместе с целой группой, но все было безуспешно. Кох был недосягаем. И это даже несмотря на то, что Кузнецов носил немецкую форму, был вхож во многие высшие немецкие круги и все его знали под именем Пауля Зиберта.
Перед Кузнецовым стояла задача ликвидировать Коха, но сделать это, как сказано выше, не представлялось возможным. И он решил для начала просто попробовать с ним встретиться, под любым надуманным предлогом. Какой предлог можно использовать, когда ты для Коха рядовой офицер? Кузнецов, он же Зиберт, все же нашел выход из положения и решил предстать перед Кохом в качестве влюбленного офицера, которому необходимо разрешение на свадьбу. Вы удивитесь, но такое в годы войны реально практиковалось, когда офицеры решали жениться на фронте, но для этого обязательно необходимо было разрешение вышестоящего начальства. На этом и решил сыграть Кузнецов. А там уже, как знать, может и получится ликвидировать Коха.
Когда Кузнецов оказался в кабинете Коха, он понял, что охрана даже не даст ему попытки достать пистолет, не то что прицельно выстрелить. "Был какой-то математически точный расчет в том, как были расставлены люди и собаки, как стоял стул, предназначенный для посетителя, - математически точный расчет, не допускавший никаких случайностей..." Рисковать было бессмысленно и Кузнецов решил просто завязать беседу, а по ходу просто запомнить окружающую обстановку. Зиберт-Кузнецов стал просить Коха дать ему разрешение на женитьбу на девушке, чей язык и корни являются немецкими, но вот гражданства она не имеет. Кох внимательно его выслушал, согласился с доводами и дал тому разрешение. Женись, мол, мне без разницы. Затем им удалось перекинуться еще парой фраз, после чего Зиберт стал разворачиваться и уходить. Но дальше произошло самое интересное. Вот что по сообщениям историков произнес Кох на прощание Зиберту.
"А вообще, не забивайте себе голову тыловыми романами, обе-лейтенант. Лучше поскорее возвращайтесь в свою часть. Она находится на участке фронта, где в ближайшее время начнется сражение, которое решит судьбу Германии, и где Советы будут окончательно разбиты!"
И тут Кузнецов насторожился. Что это значит вообще "возвращайся к себе в часть"? Кузнецов сразу доложил об этом в Москву, и там стали выяснять, на каком именно участке фронта должен был в настоящее время находиться Зиберт. Как я уже рассказывал в предыдущей статье, Зиберт являлся настоящим офицером, только к тому времени он уже давно погиб на другом участке фронта, а Кузнецов просто жил под его именем и документами.
Когда разведчики стали отслеживать возможный боевой путь реального Зиберта, выяснилось то, что в настоящий момент он находился бы на Курской дуге. Стали сравнивать со сведениями от других разведчиков и те тоже подтверждали, что в ближайшее время в этой местности немцы планируют не просто какие-то масштабные бои, а целое генеральное наступление. Более того, некоторые разведчики доносили о том, что на успех операции надеется лично Гитлер.
Таким образом благодаря нашей разведке и в частности Кузнецову, который правильно интерпретировал предложение, озвученное Кохом, наши войска смогли избежать внезапного наступления немецкой армии в районе Курской дуги и, как следствие, ненужных потерь. Наступление было не только предотвращено, но и подготовлено уже свое. По итогам Курской дуги немцы были серьезно разбиты и фронт уже окончательно развернулся на запад.
P.S. Кстати, на эту тему еще очень советую почитать воспоминания бывшего командира партизанского отряда "Победители" Дмитрия Медведева "Это было под Ровно". Именно на базе его отряда и действовал Кузнецов.
Читайте также: