Жизнь 89-летнего жителя Уфы Фаткуллы Исхакова в деталях похожа на сценарий сложного криминального фильма, где невиновного человека осуждают, а настоящий преступник признается спустя десятилетия. Однако за этим сюжетом стоит реальная человеческая трагедия, растянувшаяся на всю жизнь.
В 22 года Фаткулла Исхаков был осужден за покушение на убийство и получил 15 лет лишения свободы. Освободившись досрочно через 13 лет, он посвятил остаток жизни попыткам восстановить справедливость, потеряв из-за роковой ошибки жену, нерожденного ребенка и родителей.
Даже когда в 2013 году настоящий виновник написал явку с повинной, а следственные органы подтвердили невиновность Исхакова, путь к официальной реабилитации оказался долгим и тернистым.
«Хотел испортить ей лицо, чтобы с ней никто не дружил»
Фаткулла Исхаков родился в 1937 году в деревне Большие Каркалы Миякинского района Башкирской АССР. Его жизнь до рокового события была совершенно рядовой для того времени. Он окончил семь классов школы, работал в колхозе, где зарекомендовал себя с положительной стороны.
В биографии Исхакова уже был один неприглядный эпизод: в 1956 году, в 19 лет, его осудили за кражу, но через два года освободили досрочно. Сам он вспоминал этот инцидент с горькой иронией:
– Судили меня и еще двух моих друзей за то, что, когда мы были 15-летними пацанами, съели чужой мед. А когда это вскрылось через несколько лет, тогда и посадили.
После освобождения жизнь, казалось, наладилась. Фаткулла вернулся в родную деревню, женился, в семье родился сын. Но в июле 1959 года случилось событие, навсегда изменившее его судьбу. А все из-за неразделенной любви абсолютно чужих людей:
– По соседству с нами жила Марьям Рахматуллина, ох и красивая была! Косы длинные, глаза черные, приветливая, добрая, – вспоминал Фаткулла Исхаков. – Был в нее влюблен другой наш сосед – 18-летний Наиль Саитбатталов. Ухаживал за ней, цветы дарил, но Марьям любила местного гармониста и на ухаживания не отвечала.
Именно это чувство отвергнутого юноши и привело к трагедии. Вечером 22 июля 1959 года Наиль Саитбатталов, выпив и вооружившись топором, в компании друзей пробрался в дом Рахматуллиных. Его целью была месть. Марьям, ее мать Ассия и подруга Зайтуна уже спали.
– Я открыл проволокой дверь, зашел, положил топор на пол. Смотрю, спят втроем. Сколько раз ранил лицо Марьям – не помню, хотел испортить ей лицо, чтобы никто с ней не дружил, – так позже, в 2012 году, Саитбатталов даст показания, уже в качестве признавшегося преступника. – Ассию и Зайтуну порезал по одному разу. Потом оставил топор на полу. Хозяин топора как раз накануне подрался с Равилем (тот самый гармонист), поэтому я подумал, что все решат, что преступление совершил Равиль.
«Мою судьбу решила пара капель»
Однако планы Саитбатталова пошли иначе. Раненая Марьям, придя в себя, побежала за помощью к соседу – Фаткулле Исхакову. В суматохе несколько испачкали пиджак, висевший у входа. Эта деталь позже стала ключевой вещественной уликой для следствия.
– В тот вечер я пришел домой очень уставший, сруб помогал соседу ставить, – объяснял Исхаков. – Рабочий пиджак повесил на койку у входа, а сам прямо в брюках завалился спать. Когда Марьям дверь открывала, пару капель прямо на пиджак и упали. Но если бы, как написано в судебном заключении, я бил топором, то должны были быть брызги, да и по форме капель видно, что они сверху на ткань упали. Но написали просто – обнаружены следы потерпевшей. Вот так вот мою судьбу и сломали.
Следствие допустило и другие серьезные ошибки. Судебно-медицинская экспертиза неверно квалифицировала орудие преступления и тяжесть вреда. В заключении утверждалось, что удары наносились топором с целью убийства, что повлекло тяжкий вред здоровью. Фаткулла Исхаков настаивал, что вред здоровью был легким:
– На меня показывали пальцем, но на самом деле на их лицах было всего пару порезов, глубина которых не превышала трех миллиметров. Сами женщины даже не сразу проснулись! И вред здоровья им был причинен легкий.
Показания против Исхакова дали сам Наиль Саитбатталов и его друзья, утверждавшие, что видели того выходящим со двора потерпевших. Позже, как рассказывал Фаткулла, Саитбатталов признался, что эти показания были выбиты.
При этом сами пострадавшие не давали показаний против соседа. Не были учтены и алиби Фаткуллы, которое подтверждали его жена и родители, видевшие, как он спит дома в ту ночь. Давление на обвиняемого было жестоким.
– Когда меня 31 мая привезли из КПЗ в белебеевскую тюрьму, всего избитого, с перебинтованной головой, я сразу попросил бумагу и написал обращение на имя генерального прокурора Советского Союза Руденко. Тогда и началась моя долгая борьба за справедливость, – говорил Исхаков.
«Кто испытал эти невзгоды, никогда прежним стать не сможет»
В итоге, несмотря на все нестыковки, в октябре 1959 года Народный суд Миякинского района признал Фаткуллу Исхакова виновным в покушении на убийство двух и более лиц и приговорил его к 15 годам лишения свободы с последующей пятилетней ссылкой.
Наказание Фаткулла Исхаков отбывал в полной мере суровости лагерной системы того времени.
– Сидеть было тяжело. Голод, побои, крысы бегали. Шесть лет сидел по одиночным камерам, потом по лагерям, по ссылкам, – вспоминал он. – Спал по три часа, а остальное время думал – за что все это со мной? Кто испытал все эти невзгоды, тот никогда прежним стать не сможет.
В 1972 году, отсидев 13 лет, он вышел на свободу досрочно. Дома его ждало новое горе: жена, не выдержав испытаний, скончалась вместе с неродившимся ребенком. Старшего сына вырастили бабушка с дедушкой.
– Я тогда две недели отдохнул и сразу на работу вышел. Сыну всего 15 лет, его кормить, одевать, поднимать на ноги нужно было, – рассказывал мужчина. – В родную деревню вернуться не смог, остался в Уфе.
Ему удалось построить новую жизнь: он устроился на производство, дослужился до начальника транспортного цеха Всесоюзного НИИ геофизики, создал новую семью, где родились дети.
Но мысль о несправедливом приговоре не оставляла его. О его прошлом не знали даже близкие, пока дочь случайно не обнаружила архивные документы по делу. Семья поддержала его в стремлении добиться правды.
«Мне сказали, что Наиль хочет попросить прощения»
Поворотный момент наступил в 2012 году, спустя 53 года после преступления. Настоящий виновник, Наиль Саитбатталов, не выдержав угрызений совести, написал явку с повинной на имя прокурора Миякинского района.
После осуждения Исхакова он уехал в Мордовию, где прожил всю жизнь. Его личная жизнь не сложилась, он был несколько раз женат, но быстро разводился, детей не имел. С годами его мучила совесть.
– Мне тогда позвонили журналисты, говорят, Наиль тебя хочет увидеть, попросить прощения лично. Мол, он уже старик, больной весь, плачет, что душа болит, раскаивается. Я говорю, везите, посмотрю хоть ему в глаза, – вспоминал Фаткулла Исхаков. – Встретились с ним, поговорили, потом поехали к потерпевшей Марьям Рахматуллиной. И знаете, она его тоже простила.
Сам Исхаков также не испытывал к нему ненависти, понимая, что все участники той драмы в разной степени стали жертвами обстоятельств. Наиль Саитбатталов скончался в 2014 году в одиночестве. Марьям Рахматуллина, несмотря на пережитое, прожила долгую жизнь в родной деревне, вышла замуж и вырастила детей.
После признания СаитбатталоваСК РФ возобновил расследование и официально установил, что Фаткулла Исхаков не совершал преступления, а был осужден из-за оговора и судебной ошибки. Казалось, дорога к реабилитации открыта. Однако на этом этапе все начало тонуть в бюрократических проволочках. Прокуратурамногократно отменяла постановления следствия.
– Сложилась такая ситуация, что прокуратура находит незначительные и надуманные причины и отменяет следственное постановление, где установлена ложность показания свидетелей тех лет, и таких отмен уже больше тридцати. Этим прокуратура препятствует реабилитации Исхакова, а другого механизма по закону нет, – объяснял адвокат Виталий Буркин. – Деду уже 82, никто не знает, сколько Бог дал ему времени, видно специально так и тянут!
«Я стал железным человеком»
Несмотря на возраст и здоровье, Фаткулла Исхаков не сдавался.
– Я еще 60 лет назад сказал, что всем докажу свою невиновность. И сейчас я хочу, чтобы мои дети, внуки, племянники тоже это знали... Только после реабилитации я успокоюсь душой. Я стал железным человеком – смеяться не умею, только плакать и переживать.
Справедливость восторжествовала лишь в мае 2023 года. Верховный суд Республики Башкортостан, рассмотрев дело по вновь открывшимся обстоятельствам, отменил приговор 1959 года и признал Фаткуллу Исхакова невиновным.
Спустя 64 года его имя было окончательно очищено от обвинения. Суд отметил право пенсионера на реабилитацию, что открыло возможность для возмещения имущественного и морального вреда. А в ноябре 2024 года Исхакову выплатили 6 миллионов рублей компенсации за 13 лет ада. Хотя мужчина изначально требовал 250 миллионов рублей.
По материалам «КП»-Уфа