5 января в Гаване воцарилась непривычная тишина. Из открытых окон не доносилась музыка, а магазины и рестораны были закрыты. Улицы были почти пусты. Наступил первый день национального траура по 32 кубинским военным, погибшим во время операции США по захвату венесуэльского лидера Николаса Мадуро в Каракасе двумя днями ранее. В течение 48 часов кубинцы соблюдали дуэло (период скорби), отдавая дань уважения и памяти тем, кого называют «героями, оказавшими сопротивление агрессорам».
Если не считать тишины, в Гаване мало что в тот день изменилось. Уличные торговцы пытаются заманить туристов сигарами за полцены и экскурсиями… Неоновые огни больницы общего профиля мигали из-за перебоев с электричеством. По-прежнему величественны несколько обветшавшие фасады старых зданий…
На рассвете прибыл самолет, доставивший останки 32 кубинцев, погибших в Венесуэле 3 января при исполнении своего братского долга в Боливарианской Республике Венесуэла во время агрессии США. Тем временем горожане собирались на улицах Гаваны, а на завтра были намечены митинги и шествия в других провинциях и муниципалитетах.
Генерал армии Рауль Кастро Рус и президент Кубы Мигель Диас-Канель приняли участие в траурной церемонии в международном аэропорту Хосе Марти. А затем по центру Гаваны прошел многотысячный Марш борющегося народа, в котором, кроме руководителей Республики, участвовал команданте Хосе Рамон Мачадо Вентура, выдающийся революционер, коммунист, государственный деятель, дважды Герой Республики Куба.
Куба оплакивала и почитала героев, а вокруг бушевал информационный шторм. Оценивая тектонические и неустойчивые сдвиги во внешней и военной политике США за последние недели, начиная с агрессии против Венесуэлы и затем, пока на словах, охватывая Кубу, Мексику, Панаму, Канаду, а теперь Иран и Гренландию, обозреватели с уверенностью пишут о том, что наступил момент окончательного демонтажа порядка, сложившегося после Второй мировой войны. Агрессивная форма неоимпериализма Трампа посягает изменить мир более радикально и гораздо опаснее, чем падение Берлинской стены… Его так называемая «политика» напоминает о колониализме 19-го века и разделении сфер влияния крупных держав начала 20-го века, что привело к Первой мировой войне. Однако объявленное стремление США захватить природные ресурсы, начиная от нефти и заканчивая редкоземельными элементами и минералами, на более слабых, подчиненных территориях – не главное. Эта неспровоцированная вспышка агрессии вызвана еще и манией величия, игрой на публику Дональда Трампа, стареющего, честолюбивого тирана, теряющего поддержку внутри страны, и который отчаянно хочет навсегда вписать свое имя в историю, даже если оно будет стоять рядом с именами Чингисхана или Гитлера… Ему все равно. Трамп ясно дал понять: он живет в своем собственном фильме "Крестный отец", публично похваляясь, что его абсолютно ничто не сдерживает на мировой арене, и признает он только собственную мораль.
Западные клиентские СМИ, между тем, торжествуют, пророча, что события в Венесуэле – пролог к подчинению Кубы Америкой, что каскадные последствия захвата Мадуро принудят крупных партнеров международного китайского проекта «Пояс и путь» отказаться от сотрудничества с Пекином. России и Китаю – нет места в Латинской Америке, делают вывод американские журналисты, поддерживая тезис Трампа о новой «доктрине Монро/Донро» - диктату Вашингтона во всем Западном полушарии. .
В своей привычной манере Трамп напрямую угрожает Кубе: «Никакой нефти и никаких денег Кубе больше не будет. Ноль. Я настоятельно рекомендую им заключить сделку, пока не стало слишком поздно».
В ответ лидер Кубы Мигель Диас-Канель заявил, что его страна уже 66 лет живёт под давлением и атаками со стороны США и по-прежнему готова отстаивать свой суверенитет до последней капли крови.
Побывавшие в Гаване в день похорон погибших в Каракасе кубинских военных британские журналисты пишут в издании «The Conversation», что простых кубинцев, похоже, особо не беспокоит возможность того, что США нападут на Кубу как на Каракас. «Они всегда нас недооценивали», — говорит Антонио, таксист, ведя машину по пустым улицам. Он говорит это с присущей кубинцам сдержанной гордостью и сразу же вспоминает фиаско неудавшегося вторжения американцев в заливе Свиней в 1961 году: «Здесь этого не случится, кубинцы другие».
При этом Антонию «указывает на историю политических предательств в Венесуэле: от заговоров против лидера движения за независимость Симона Боливара в начале XIX века до попытки государственного переворота против бывшего президента Уго Чавеса в 2002 году и вот теперь - свержения Мадуро, которого, по всей видимости, предало его окружение». Антонио настаивает на том, что кубинцы останутся верны идеалам революции и суверенитета: «США могут пытаться задушить нас санкциями, но им нас не сломить».
Во враждебности со стороны США для кубинцев нет ничего нового, и в стране, как отмечает пресса, царит уверенность в том, что она давно готова к любой потенциальной эскалации конфликта со своим давним противником. «Мы готовимся к этой войне уже более 65 лет», — говорит один из жителей.
Трамп настаивает на том, что, когда Куба, наконец, рухнет, её ждёт лучшее будущее. Именно этот аргумент мусолят основные международные СМИ, вроде пропагандистского рупора атлантистов The New York Times. Однако для многих кубинцев эта идея неприемлема, кажется оторванной от их реальной жизни и настроений. Вот слова Алехандро, 20-летнего студента юридического факультета, который отверг эту идею, назвав «принятием желаемого за действительное: «Они ошибаются, если думают, будто знают, что для нас лучше».
Куба действительно переживает один из самых сложных периодов с 1990-х годов. Отключения электроэнергии, нехватка воды, дефицит иностранной валюты, спад туризма и рост цен — всё это влияет на повседневную жизнь большинства людей. Санкции, введённые после социалистической революции 1959 года, а затем ужесточённые при Трампе после кратковременной «передышки» при президенте Бараке Обаме, усугубили эти трудности. Огромную роль в стагнации страны сыграл распад СССР и отказ новых российских властей от социалистических идей, значительное сокращение братской поддержки и помощи.
От Трампа кубинцы помощи не ждут.
Многие западные аналитики утверждают, что прекращение импорта венесуэльской нефти будет иметь катастрофические последствия для Кубы, однако кубинцы надеются, что будут получать нефть с Ближнего Востока, из Мексики. Тем не менее, реальность сложнее. Хотя Мексика уже обогнала Венесуэлу и стала основным поставщиком нефти на Кубу, обеспечив почти половину потребностей острова в сырой нефти в 2025 году, ей также приходится сталкиваться с растущим давлением со стороны Вашингтона, требующего от неё следовать целям внешней политики США в регионе. Это давление вынудило президента Мексики Клаудию Шейнбаум 7 января заявить, что, хотя экспорт нефти на Кубу продолжается, его объем не увеличится.
Отказ от импорта из Венесуэлы сам по себе не приведёт к краху Кубы, считают эксперты, но последствия будут серьёзными и неравномерными. Больше всего пострадают города, которые сильно зависят от энергоёмкого транспорта и электричества. Как показывают прошлые кризисы, проблемы с распределением могут возникнуть даже при наличии продовольствия.
Уязвимость Кубы заключается не столько в полной изоляции, сколько в хрупкости её внутренних систем, особенно тех, которые обеспечивают функционирование городской жизни. Некоторые кубинцы, пусть и робко, указывают на недостатки внутреннего управления.
Иностранное вмешательство и правление — далеко не решение проблем Кубы, но со стороны США кубинцам буквально навязывается, что именно это якобы один из верных путей к процветанию. Очевидно одно: на Кубе не желают навязанной извне смены режима, люди хотят иметь возможность сами строить свое будущее у себя дома и внимательно следят за развитием ситуации в Венесуэле, потому что знают: события в других странах региона могут непосредственно отразиться и на них.
Именно об этом говорил в своей речи Президент Республики Куба Мигель-Диас Канель, обращаясь к соотечественникам перед Маршем борющегося народа в Гаване в честь погибших в Венесуэле героев.
Приведем некоторые фрагменты из его выступления:
«… После того, как стало известно, что президент Николас Мадуро Морос и его жена Силия Флорес были похищены, между возмущением и бессилием прошли очень горькие часы.
Те из нас, кто считает отважных борцов за безопасность частью нашей семьи и знают их спартанскую готовность защищать жизни, находящиеся под их опекой, знали: они будут вести себя как титаны вплоть до своей последней битвы.
«Только через мой труп они смогут забрать или убить президента». Об этом не раз заявлял полковник Умберто Альфонсо Рока, глава небольшой группы кубинцев, которые в то раннее утро защищала президентскую чету ценой собственной жизни. .. они пересекли национальные границы, чтобы стать символами в истории борьбы за Единую Латинскую Америку, Они являются единственной возможной мерой мужества и характера кубинцев, верных братству, сложившемуся со времен Боливара, превозносимому Марти и ставшему легендарным благодаря добрым отношениям Фиделя и Чавеса… Организаторы нападения и похищения президента Мадуро и его жены, апеллируя к самым отвратительным методам фашизма, сплели густое облако лжи и клеветы на боливарианских лидеров, прежде чем трусливо броситься на Венесуэлу, игнорируя границы международного права, которые до этого дня гарантировали минимальное цивилизованное сосуществование между странами.
Новости об агрессии сильно ударили по нам. На протяжении более 25 лет Куба и Венесуэла разделяют идеалы и труды в пользу лучшего мира, готовы завоевать справедливость путями социализма, но каждая страна использует свои методы и реалии.
Только те, кто не знает ценности дружбы, солидарности, сотрудничества, налаженного между народами, могут принять отношения между кубинцами и венесуэльцами за простой бизнес или как вульгарный обмен товарами и услугами. Прежде всего, кубинцы и венесуэльцы - братья.
Нынешний хозяин Белого дома и его печально известный госсекретарь не перестают угрожать нам…. Империализм сделал нас антиимпериалистами. Но не только Куба, мир будет становиться все более антиимпериалистическим из-за посягательств на международные нормы. Этого оскорбления разума и человеческого достоинства, этого акта преступного высокомерия, с помощью которого суверенное государство подвергается нападению со стороны империи, презирающей остальные нации.
Все победы кубинского народа связаны с крепостью единства. Каждый раз, когда патриотические силы разделялись, мы проигрывали. Каждый раз, когда они объединялись, мы побеждали. Это хорошо известно врагам нации, и поэтому они стремятся разрушить это единство.
Перед нами не один, а тысячи продолжателей дела Фиделя, Рауля и того героического поколения. Им пришлось бы похитить миллионы или стереть нас с лица земли, и даже в этом случае их вечно преследовал бы призрак нашего маленького архипелага, который им бы пришлось уничтожить из-за невозможности подчинить его. Невозможны ни капитуляция, ни бездействие, ни какое-либо взаимопонимание на основе принуждения или запугивания. .. Мы всегда готовы к диалогу и улучшению отношений между странами, но на равных условиях и на основе взаимного уважения.
Историю не изменить. Империи, которая угрожает нам, мы говорим: нас миллионы. Мы - народ, готовый сражаться, если на нас нападут с таким же единством и яростью, как 32 кубинца, павших 3 января. Соотечественники, давайте выступим единым маршем и перед памятью об их подвиге поклянемся Родиной или смертью! Мы победим!».
Людмила Лаврова