Найти в Дзене

Где раки зимуют? Знает студентка МАУ Елена Шерстюк!

Елена Шерстюк — первая студентка (а точнее - магистрант) МАУ, получившая стипендию имени Николая Путинцева. Жюри оценило максимально высокие баллы за академическую успеваемость, научную продуктивность, научно-исследовательскую деятельность — исследование в области аквакультуры. Сегодня, в День студента, узнаем, как её работа может способствовать развитию рыбного хозяйства Мурманской области. — Вы стали первой в МАУ обладательницей стипендии имени Путинцева. Что в вашей работе и вашем подходе к исследованиям позволило получить эту награду? — Прежде всего, новизна проекта для Мурманской области. Я представляла проект по созданию сети ферм для совместного выращивания австралийских красноклешневых раков и фитокультур. Жюри отметило актуальность этого направления для Мурманска. Честно говоря, я не ожидала победы — участвовала скорее из интереса, ведь были и другие достойные работы. — Как вы заинтересовались этой узконаправленной темой? Почему выбрали именно её? — Всё началось с гранта. В 2

Елена Шерстюк — первая студентка (а точнее - магистрант) МАУ, получившая стипендию имени Николая Путинцева. Жюри оценило максимально высокие баллы за академическую успеваемость, научную продуктивность, научно-исследовательскую деятельность — исследование в области аквакультуры. Сегодня, в День студента, узнаем, как её работа может способствовать развитию рыбного хозяйства Мурманской области.

— Вы стали первой в МАУ обладательницей стипендии имени Путинцева. Что в вашей работе и вашем подходе к исследованиям позволило получить эту награду?

— Прежде всего, новизна проекта для Мурманской области. Я представляла проект по созданию сети ферм для совместного выращивания австралийских красноклешневых раков и фитокультур. Жюри отметило актуальность этого направления для Мурманска. Честно говоря, я не ожидала победы участвовала скорее из интереса, ведь были и другие достойные работы.

— Как вы заинтересовались этой узконаправленной темой? Почему выбрали именно её?

— Всё началось с гранта. В 2024 году я стала финалисткой конкурса студенческих стартапов с проектом по созданию сети ферм. После этого мы решили развивать это направление, поскольку раки хорошо размножаются. Сейчас у нас четыре установки, с каждой можно получить около 100 килограммов рака. Параллельно у нас была отработана технология выращивания микрозелени и листового салата, но пока мы все отрабатывали и экспериментировали, весь салат мы скормили нашим улиткам.

На самом деле, содержать какую-нибудь маленькую гидропонную установку и улиток очень удобно: у тебя всегда есть свежая зелень для них. Почему тема раков и микрозелени? Потому что в Мурманске, как правило, выращивают только холодноводных рыб, например, форель. Многие спрашивают: почему мы не занялись лососем? Потому что у нас на кафедре есть еще американский клариевый сом, который также является тепловодным. Мы хотели быть первыми, кто занимается выращиванием именно тепловодных объектов. Выбор пал на австралийского красноклешневого рака, потому что у него выход мяса в три раза больше, чем у обычного речного, который есть у нас на полках. Мы пробовали наших раков мясо такое же вкусное, они ничем не отличаются от обычных речных. Только они голубые, но при варке становятся красными. Кроме того, если выращивать его дольше, он может достичь размеров омара.

— С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы?

— Первая сложность доставка раков. Поставщики в основном находятся на юге, в Ростовской области или Краснодарском крае. Везут к нам на Север неохотно: путь занимает три-четыре дня, и компании часто отказываются, предлагая забрать партию самостоятельно. Вторая проблема стимулирование раков к размножению. Им требуется длительная акклиматизация. Кроме того, мы взяли не до конца половозрелых особей, и им понадобилось около четырёх месяцев, чтобы достичь зрелости. Только после этого удалось получить первое потомство.

— Как вы видите дальнейшее развитие вашей работы? Может ли она перерасти в бизнес?

— Сам формат студенческого стартапа и рассчитан на то, что вы создаёте проект, вам на это выделяют деньги, и вы создаёте бизнес-план. Далее должна открыться точка производства, и вы начнёте получать прибыль. Естественно, не сразу с первого года у кого-то получается, но по завершении стартапа мы уже должны начать поставлять раков.

— Насколько для вас было важно первой получить стипендию Путинцева? Какие у вас были эмоции?

— Сначала я не поверила. Не могло быть, чтобы с первого раза всё получилось зашёл и сразу выиграл. У меня не была идеальная презентация и речь доклада. Учитывая, что защищала я в онлайн-режиме с кафедрального компьютера, была плохая связь. Как потом мне сказали, половину вопросов и моих ответов просто не расслышали из-за сбоев. Не рассчитывала на победу. Это было неожиданно!

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития аквакультуры в Мурманской области? Как вы видите эту отрасль через пять лет?

— При поддержке государства аквакультуру в регионе можно серьёзно развить. У нас много водных ресурсов — около тысячи озёр и рек, которые можно использовать для рыбоводства. Также можно построить завод по выращиванию раков и микрозелени для более масштабных поставок. Это позволит разнообразить нашу продукцию. Чем активнее мы будем развивать эту отрасль, тем доступнее могут стать товары на полках рыба, раки, микрозелень. Кстати, по микрозелени у нас уже есть несколько успешных организаций: в Североморске и Мурманске.

— Какой личный вклад хотите внести?

— Я уже, можно сказать, постепенно его вношу. Наш проект по созданию сети ферм это и есть вклад в развитие аквакультуры. Я верю, что нам удастся выйти на полный цикл производства. Мы сможем регулярно поставлять раков, разнообразив ассортимент ракообразных на прилавках. Это будут не только креветки, камчатский краб и другие виды, но и наш мурманский рак, возможно, в свежем или варёно-мороженом виде, то есть в разных вариантах продукта.

— Кто ещё работает с вами над проектом?

— Поскольку я работаю на кафедре, в процесс вовлечены и другие сотрудники. Фактически весь учебно-вспомогательный персонал задействован в этой схеме и по микрозелени, и по ракам, и по сомам. Сейчас на кафедре ведётся три проекта: раки и микрозелень, отдельно сомы, отдельно тиляпия. Был ещё проект по выращиванию живых кормов. Так что мы поддерживаем друг друга и участвуем во всех направлениях.

Интервью взяли студентки 3-го курса Института гуманитарных и социальных наук МАУ, корреспонденты Арктического медиаклуба Виктория Синицына и Виктория Бабаян.

Фото: МАУ.